100 великих советских фильмов, которые должен посмотреть каждый смотреть онлайн
Кинематограф СССР был и остается одним из самых великих на планете — и, что важно, вечно актуальным. Перед вами сотня выдающихся советских фильмов, которые стоит посмотреть самим и показать своим детям.
Единственный советский фильм — обладатель «Золотой пальмовой ветви». А также самая кассовая лента, когда-либо получавшая главный приз в Каннах. По общему признанию «Летят журавли» — одна из величайших работ в истории мирового кино, во многом благодаря новаторской работе оператора Сергея Урусевского, создавшего уникальный в своем роде черно-белый мир света и тени, эмоционально подчеркивающий и визуально дополняющий каждый эпизод. Нестандартный подход к сюжету и авангардные съемки вызвали серьезные вопросы цензуры, но международный успех усмирил бунт чиновников. Авторам удалось совместить глубокую драму про любовь, верность и измену со страшной в своей реалистичности темой войны.
Произведения опального Михаила Булгакова, лежащие в основе картины, и нескрываемое сочувствие к Белой гвардии чуть было не лишили зрителя возможности вовремя увидеть один из главных советских фильмов всех времен. Высокая трагедия, помноженная на искрометный, но горький юмор, в исполнении великих актеров отечественной школы создают гигантскую кинофреску о русской душе и ее загадке. Используя весь арсенал атрибутов, заезженных в романсах и киноподелках о «господах-офицерах», режиссеры Алов и Наумов умудряются ни разу не солгать и не удариться в пафос. Ни до, ни после советский экран не видел столь мощного высказывания на данную тему. Белогвардейский офицер, картинно поющий про русское поле, после «Бега» навеки превратился в анахронизм.
В европейских магазинах, торгующих видео, и сегодня можно встретить плакат с Леонидом Куравлевым из фильма «Вий», лихо подписанный «Русский хоррор». И немудрено. Единственный советский фильм, рейтинг которого строго гласил «Детям до 16», погружал зрителя в гоголевский кошмар, снятый с неповторимой, по-своему даже романтической красотой. Нечисть, обитаемая в украинском фольклоре прошлых времен, щедро рассыпалась на экране удивительными образами, безусловной царицей которых была незабываемая панночка в исполнении Натальи Варлей. Все другие экранизации Гоголя, в той или иной мере удачные, были обречены навсегда остаться в тени «Вия» — идеал можно было создать только однажды. «Поднимите мне веки», — говорило с экрана страшилище, и зритель в ужасе понимал, что присутствует при рождении шедевра.
Экранизация популярного беляевского романа чертит новую главу в истории советского кино, оставляя миллионы девочек с заплаканными глазами и тоской по навсегда утерянному миру запретных иллюзий. Такую жаркую палитру чувств не могут остудить ни морские волны, ни вода из фонтана, ни происки коварных врагов. «Человек-амфибия» (наряду с «Алыми парусами») — важнейшая из вех советского киноромантизма — и по сей день кажется хрустальной мечтой из тех самых сфер, откуда берут свое начало самые лучшие на земле фильмы.
Уникальная в своем роде попытка советских кинематографистов исследовать сложный мир тоталитарных сект. В частности, речь идет о секте пятидесятников. Юная школьница-героиня не находит в общении со сверстниками искомого идеала и обращается к инакомыслящим в надежде обрести гармонию и покой. Но в обществе религиозных фанатиков за фасадом доброжелательных слов скрываются свои подводные камни. И упасть на них с высоты заблуждения иногда оказывается очень болезненно. Постепенно выясняется, что чуть ли не половина районного центра, где происходит действие, — зомбированные сектанты, что вольно или невольно отсылает зрителя к знаменитой новелле Лавкрафта «Морок над Инсмутом». А по качеству нагнетаемой жути картина не уступает лучшим итальянским образцам на схожую тему.
Джентльмены расследуют преступления. Преступления загадочны и ужасны — просто стынет кровь! Фильмы про то, как «наши играют английскую жизнь», сразу же стали безоговорочной классикой. И лучший из серии про Шерлока Холмса и доктора Ватсона — тот, в котором к тандему Ливанов — Соломин примкнул Михалков. И пускай в образе сэра Генри зазвучали неведомые Артуру Конан Дойлю комедийные нотки, именно фильм про чудовищную собаку, ставшую орудием в руках матерого злодея, принято считать эталоном замечательной детективной серии.
Один из самых популярных приключенческих боевиков советского кино. Считается родоначальником жанра истерн — вестерна, снятого на Востоке, в России. Действительно, целый ряд канонов авторами фильма соблюден: герой-одиночка, глядящий на жизнь с хитроватым прищуром и блестяще владеющий огнестрельным оружием, берется спасти местных жителей от терроризирующей их банды басмачей и их зловещего безжалостного предводителя. Ему приходят на помощь молодой русский пацан, таинственный восточный мститель и уставший от жизни, но честный шериф. Типажи, показанные в картине — прежде всего главный герой Сухов и таможенник Верещагин, — настолько эффектно отражают лучшие черты национального мужского характера, что вкупе с лихими боевыми сценами и убойным юмором сделали «Белое солнце пустыни» культовым фильмом для миллионов людей разных поколений.
Эксцентричная приключенческая комедия-детектив. Несмотря на то что действие происходит во времена расцвета советской власти, юмор фильма нисколько не устарел — человеческие типы со сменой политических режимов не изменились, а сыграны они были столь правдоподобно, что всегда вызывают смех и сопереживание. Фильм был самой кассовой комедией в истории СССР, но и в новые времена неизменно имеет лучшие рейтинги по телепоказам. Несколько безумный сюжет только придает остроты — добропорядочный семьянин Семен Семеныч Горбунков вместо того, чтобы купить шубу жене, отправляется в зарубежный круиз. По недоразумению его принимают за контрабандиста и он оказывается втянут в операцию спецслужб по поимке опасной банды. Наивный и честный человек зачастую неловок, но именно это неизменно рушит планы злодеев.
Шедевр диалогового кино, юмор которого является одновременно глубоко народным и очень интеллигентным. Множество фраз разошлись на цитаты и не умрут уже никогда, ибо являются универсальными, но в устах блестящих актеров они звучат особенно уморительно. Михаилу Козакову удалось в Москве 80-х воссоздать неповторимую атмосферу конца 50-х, которую мы видим через воспоминания уже стареющего человека. Благодаря этому своеобразному углу зрения 50-е здесь — не только энергия и веселье молодости, но и грустная ностальгия по безвозвратно ушедшим временам. В повествовании пересекаются и сплетаются в невероятный клубок трагикомических ситуаций жители одной коммуналки в центре Москвы. Робкий интеллигент Лев Евгеньевич Хоботов встречает в поликлинике большую любовь — юную медсестру неземной прелести. Но бывшая жена Маргарита Павловна и примкнувший к ней новый муж считают, что неприспособленный к жизни Хоботов не должен жениться, так как погубит и себя, и девушку. В борьбу за счастье влюбленных включаются соседи: молодой шалопай Костик, пожилой артист эстрады Велюров, страдающий от алкоголизма и интриг в Мосэстраде, а также таинственный мотоциклист.
Психологическая драма, лихо закрученный детектив с остроумной погоней, комедия со сногсшибательными гэгами — ранний Рязанов при помощи советской киноиндустрии был способен на шедевры. Но бессмертным этот фильм делают не только блестящий сценарий и диалоги, великолепная актерская игра и операторская работа. Тема фильма всегда будет актуальной — столкновение закона и социальной справедливости. Следователь угрозыска расследует участившиеся угоны машин, а в свободное время играет в любительском театре. Некоторыми нюансами сложного дела он делится со своим другом и партнером Юрием, страховым агентом, скромным интеллигентным человеком. Но следователь не мог и предположить, что за не по-шекспировски робким исполнителем Гамлета скрывается тот самый опасный преступник. Вот только руководят им отнюдь не корыстные мотивы.
Полнометражный дебют Андрея Тарковского о 12-летнем Иване, чье детство закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку
Тракторист Матвей Морозов женат на дочери председателя колхоза, но с появлением в их деревне затейницы Тони его жизнь меняется – советская драма о судьбе деревенского юноши