Кино, похожее на сон: 20 самых завораживающих фильмов
Миры, созданные режиссерами этих фильмов, порой похожи на чей-то странный и завораживающий сон. Но оторваться от него просто невозможно — особенно тем, у кого хорошо развито воображение.
Парализованный каскадер Рой Уокер лежит в госпитале, окруженном апельсиновыми деревьями, и от скуки рассказывает маленькой девочке Александрии сказку, в которой пятеро героев, удивительно напоминающих обитателей больницы, идут сражаться со страшным злодеем, ввергнувшим в горе многие земли и страны. Обозленный и обиженный на весь мир каскадер подвергает своих персонажей мучительным страданиям, и кажется, что ужасный конец неминуем, но в повествование постепенно вмешиваются фантазии Александрии. Воображения Роя и его слушательницы переплетаются, рисуя перед глазами зрителей невероятно красивый фэнтези-мир. «Запределье» снималось в течение четырех лет в 28 странах, режиссер Тарсем Сингх утверждает, что в фильме показаны только реально существующие места, никаких специально возведенных декораций. Однако поверить в это, глядя на все красочное великолепие, разворачивающееся на экране, очень сложно.
«Поэтический фильм ужасов», — так охарактеризовал «Страну приливов» один из главных независимых режиссеров современности Дэвид Кроненберг. Терри Гиллиам снял этот фильм во время творческого отпуска, который он взял во время работы над «Братьями Гримм». Сюжет «Страны приливов» жутковат. Девятилетняя девочка Джелиза-Роза живет вместе с родителями-наркоманами: мать сидит на метадоне, отец — на героине, Джелиза-Роза помогает ему делать инъекции. Когда мать умирает, отец с дочерью отправляются в заброшенный дом среди прерий, в котором родитель вырос. Над колышущимися желтыми полями Джелиза-Роза возводит мир своих макабрических фантазий, вместе с ней в путешествие отправляются четыре кукольные головы, которые Джелиза нанизывает на пальцы. Оторваться от этого зрелища невозможно, так странно и красиво оно выглядит.
Отец Уильяма Блума — любитель сказок и небылиц — рассказывает сыну и его жене историю своей жизни, которая уж очень напоминает бредовую фантазию. В ней присутствуют ведьмы, великаны, сиамские близнецы, русалки, оборотни и безумный цирковой котик. Учитывая, что режиссером «Крупной рыбы» стал известный киносказочник Тим Бертон, можно легко догадаться, что фильм напоминает книжку-раскраску, шапито и театр одновременно. Фантастические существа и люди существуют в одном мире, и уже непонятно, врет ли умирающий Эдвард Блум или говорит правду. Кстати, «Крупная рыба» — первый англоязычный фильм француженки Марион Котийяр. Актриса призналась, что ей так хотелось сняться в фильме Бертона, что она целый месяц, перед тем как получить роль, спала со сценарием под подушкой.
Фильм Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"», поставленный по мотивам рассказов Стефана Цвейга, создает свой удивительно красивый мир, наполненный яркими красками и необычными героями. Каждый кадр насыщен визуально и выверен до мельчайших деталей. Отель, в котором происходят события картины, напоминает пряничный домик из сказки, а вымышленный городок Лутц в несуществующей стране Зубровка — такой типичный старинный европейский городок. Сам Андерсон признался, что при создании декораций фильма во многом вдохновлялся видами Праги. «Прага — это такое захватывающее место, где вся история лежит прямо перед вами», — рассказал он.
Сюжет «Облачного атласа» строится на идее реинкарнации, фильм состоит из шести отдельных историй из прошлого, настоящего и будущего, которые символически связаны. Одни и те же актеры играют разных героев в этих шести сюжетных линиях. Режиссерами картины выступили известные визионеры — Том Тыквер, создатель «Парфюмера», и Лана и Энди Вачовски, снявшие «Матрицу». Неудивительно, что этот фильм просто напичкан визуальными эффектами и графикой. К работе было привлечено сразу несколько команд: одна корпела над титрами, другая — над гримом, третья — над графикой. Три истории «Облачного атласа» происходят в прошлом, эффекты в них используются умеренно, зато в историях будущего, действие которых разворачивается в Нео-Сеуле 2144 года и Гавайях 2321 и 2346 годов, сконструирована абсолютно фантастическая реальность, от которой невозможно оторвать глаз.
Фильм Рона Фрике «Самсара» немного выбивается из общего ряда наших фильмов-сказок, поскольку это документальный фильм о том мире, в котором мы живем. Он полностью состоит из натурных съемок со всей планеты, сопровождаемых музыкой. Мы включили его в наш рейтинг, потому что уверены, что в настоящей жизни тоже можно отыскать волшебство, и «Самсара» — тому подтверждение. Картина рассказывает о красоте всего сущего и, по словам режиссера, исследует связь человечества с вечностью. Фильм был полностью снят на 70-миллиметровую пленку, съемочная группа посетила 25 стран, расположенных на пяти континентах. Сам термин «самсара» означает круговорот рождения и смерти чувствующих существ в мирах, ограниченных кармой.
Первый англоязычный фильм итальянского режиссера Маттео Гарроне «Страшные сказки» поставлен по мотивам сборника неаполитанских сказок, записанных в XVII веке Джамбаттистой Базиле. Как известно, итальянскую визуальную культуру не удалось пока превзойти никому, поэтому самые красивые и завораживающие киномиры получались именно у итальянских режиссеров. И Гарроне тут не исключение, изображение в «Сказке сказок» — главное действующее лицо. По словам режиссера, в процессе съемок он вдохновлялся прерафаэлитами, «Казановой» Федерико Феллини и «Капричос» Франсиско Гойи. В основе сюжета лежат три сказки Базиле: про бездетную королеву, которой надо съесть сердце морского чудовища, чтобы забеременеть, про короля, который настолько одержим идеей вырастить гигантскую блоху, что отдает дочь замуж за орка, и, наконец, про похотливого короля, который влюбляется в голос старухи.
Основная часть действия фантастической драмы Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» разворачивается в голове главного героя Джоэла (Джим Кэрри), который обратился в компанию Lacuna Inc., чтобы стереть воспоминания о своей возлюбленной Клементине (Кейт Уинслет). И вот главный герой то отчаянно цепляется за свои воспоминания, то пытается от них избавиться. Из-за этого картинки в его голове скачут, создавая сюрреалистичный удивительный мир. Персонажи в его голове то исчезают, то появляются, то трансформируются. Практически все фантазийные сцены в фильме были созданы старомодным способом, без помощи компьютеров. Например, в сценах, где присутствует сразу несколько Джоэлов, был использован трюк с быстрым переодеванием и несколькими камерами: то есть Джиму Керри нужно было за несколько секунд, пока камера от него отворачивается, быстро переодеться и перебежать в другой конец комнаты.
В 1973 году 14-летняя доверчивая Сьюзи (Сирша Ронан) соглашается посмотреть на землянку, которую вырыл ее мерзкий сосед (Стэнли Туччи). Среди плюшевых игрушек и одутловатых ангелочков мужчина насилует и убивает девочку, после чего ее душа должна отправиться в рай. Но из-за привязанности к осиротевшим родителям и сестре, а также к мальчику из школы Сьюзи застревает в фантастическом мире между небом и землей. Из своего личного фантасмагорического рая Сьюзи наблюдает за семьей, убийцей и жителями городка. В фильме «промежуточный рай» девочки меняется в зависимости от ее эмоций. «Каждый раз, когда Сьюзи счастлива, в раю светит солнце, поют птички и так далее. Когда же все не слишком здорово, идет дождь или она сидит в середине океана», — объясняет режиссер Питер Джексон.
Дэвид и его сестра Дженнифер (их роли сыграли Тоби Магауайр и Риз Уизерспун) после визита странного работника ремонтной службы, починившего им пульт от телевизора, попадают в черно-белый ситком о городке 50-х годов Плезантвиль. Они тут же превращаются в персонажей телесериала по имени Бад и Мэри-Сью Паркер. Плезантвиль живет тихой идеальной жизнью, тут всегда светит солнце, никогда не бывает дождя, а пожарные заняты тем, что снимают кошек с деревьев, так как в городе никогда не бывает пожаров. Секса тут, как и в СССР, тоже нет. Но распутница Мэри-Сью нарушает заведенный порядок, объясняя на деле своему сериальному бойфренду, что люди размножаются не почкованием. Сексуальная революция постепенно раскрашивает черно-белый городок всеми возможными красками. «Плезантвиль» был снят на цветную пленку, затем, впервые в истории кино, фильм был отсканирован, обработан и переведен в цифровой формат. После этого нужные сцены были сделаны черно-белыми.
Непослушный девятилетний мальчик убегает из дома и оказывается в сказочной стране, где живут чудовища, в общении с которыми ему откроются недостатки собственного поведения