О чем все это
«Одна» — фильм-катастрофа, основанный на кажущейся невероятной, но вполне реальной истории: в августе 1981-го молодожены Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой в Благовещенск из Комсомольска-на-Амуре. В самолет АН-24, на котором они летели, на высоте в пять с лишним километров врезался военный борт. Гражданское воздушное судно развалилось в воздухе, обломки упали в тайгу, экипаж и почти все пассажиры погибли — но Лариса каким-то чудом выжила. Впрочем, в лесу ей пришлось провести еще двое суток: спасатели просто не искали выживших пассажиров, поскольку не могли предположить, что таковые есть.
Зачем смотреть
Эффектный постер на этот раз не обманывает: жанровые элементы в «Одной» вышли вполне убедительными. Катастрофа, которая случается примерно на десятой минуте фильма, способна напугать даже зрителей, ранее не замечавших у себя зачатков аэрофобии. Позже Ларисе приходится выдергивать металлический штырь из собственной ноги, делать компас из иглы от значка и древесного листа, тонуть в болоте, прятаться от тигра и лазить по скалам — в общем, она превращается в настоящую героиню триллера о выживании в диких условиях. Кстати, перед финальными титрами зрителям показывают еще и настоящую Савицкую; это в целом довольно предсказуемый манипулятивный ход, но он работает, многим зрителям знакомство с всамделишной Ларисой добавит эмоций.
Почему можно не смотреть
Впрочем, «Одна» — это не триллер и не фильм-катастрофа в чистом виде, а мешанина из жанров. Здесь есть драматические сцены — например, нелепые разговоры Володи и Ларисы с родителями, снятые в стилистике проходных телесериалов; есть излишне мелодраматичные фрагменты, сопровождаемые как бы эмоциональным (на самом деле — скорее истошным) саундтреком. Есть совершенно неуместный хоррор-эпизод. Есть, наконец, общественно-политическая составляющая: после катастрофы из Москвы на Дальний Восток летит железный чиновник в исполнении Виктора Добронравова. Его задача — установить виновных («при необходимости таковых назначат») и замять ситуацию (самолеты «в нашей стране не падают»). Из этой сюжетной ветки могло бы вырасти что-то любопытное, но ее обрубают без остатка и так решительно, что начинает казаться: «Одну» готовили к выпуску в формате мини-сериала, и в прокатную версию просто не влезли минут 30. Авторы, видимо, задумывали ленту как жанровый эксперимент. Получилось не очень: отдельные нити категорически отказываются сплетаться в цельное полотно.