Между жизнью и смертью: 40 лучших зарубежных фильмов про войну смотреть онлайн
Вряд ли можно кому-то пожелать увидеть войну собственными глазами. А вот на экране — вполне. Особенно в таком первоклассном исполнении, как в фильмах, вошедших в свежую подборку «Кино Mail.Ru»
Лента Стивена Спилберга при всем непростом отношении к режиссеру — пожалуй, самая главная удача Голливуда на поприще военного кино: это знаковый, киногеничный и «правильный» фильм. Начиная с одной из сильнейших сцен в мировом кинематографе — высадки на Омаха-бич, Спилберг берет зрителя буквально за грудки и вместе с отрядом Тома Хэнкса, навечно застрявшего в образе Форреста Гампа, тащит его вплоть до самого, по-индийски слезливого финала этого трехчасового кинополотна.
Война в Югославии, растянувшаяся почти на целое десятилетие, в российском сознании оказалась вытесненной на периферию восприятия сначала ультимативно наступившими рыночными отношениями, а затем и легкомысленной цыганщиной от Кустурицы сотоварищи. В этом смысле вторая картина культового режиссера Срджана Драгоевича оказывается прививкой от забвения. Боснийская война, которая разворачивалась у него на глазах, выглядит словно съемка любительского фильма: грязного, нелепого, одновременно комичного и страшного, совсем как сама жизнь.
Одна из самых сложных и эпических картин о войне — Коппола, находящийся на пике славы и творческой формы, задумал снять свою «Одиссею» в декорациях Вьетнамской войны. И снял, подключив к съемкам филиппинскую армию и развернув в тропических джунглях самую настоящую войну. Ни до этого, ни после режиссер не снимал военных картин, настолько имитирующих реальность. Результат превзошел все ожидания — в массовом сознании «Апокалипсис» отчасти вытеснил настоящую войну во Вьетнаме, оставив после себя незабываемый кислотный привкус.
Третья лента молодого постановщика Стэнли Кубрика стала дня него поворотной — именно в ней он «нащупал» размах своих будущих картин и заложил основы «большого стиля», который сделает его режиссером-звездой. Но сама картина — актерский бенефис Кирка Дугласа — получилась резко антивоенной и даже антигероической: мужество и честь здесь проявляются не на полях Первой мировой, а на трибунале. Неудивительно, что лента довольно плохо выступила в прокате, зато со временем встала в один ряд с «Великой иллюзией» Ренуара и «На Западном фронте без перемен» Ремарка.
Еще один шедевр Кубрика, мимо которого невозможно пройти при всем желании. Уже зрелый мастер, он удивительным образом укладывает в двухчасовой (обычно этого хронометража Кубрику не хватало) фильм целых две истории: первая — жизнь новобранцев в учебке морской пехоты, а вторая — их участие во Вьетнамской войне. Но и тут фирменная ирония режиссера трансформирует солдат не то в дураков, не то в зомби, обезличенных до кличек, которым не остается ничего другого, как в конце фильма дружно маршировать под песенку «Клуба Микки Мауса».
Снятый на волне феноменального успеха «Великолепной семерки», фильм доказал всему миру, что Голливуд может сделать большое коммерческое зрелище даже из побега военнопленных от фашистов. Для этого надо всего лишь собрать мужественных харизматиков (Стив Маккуин, Джеймс Гарнер, Ричард Аттенборо, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн) и дать им разыграть всамделишную историю. Через полвека у картины наберется едва ли не с десяток ремейков, а сама она войдет в золотой фонд фабрики грез.
Вторая работа Майкла Чимино оказалась первой крупной лентой о Вьетнамской войне. Неудивительно, что она собрала и урожай кинонаград, и хороший бокс-офис. На самом же деле это фильм не только о войне, но и о мире (прямо как у Льва Николаевича) — точнее, о том, что война с ним делает. И тут Чимино каким-то непостижимым образом удалось (не без помощи Роберта Де Ниро и Кристофера Уокена) запечатлеть хрупкость момента, который пройдет — и ничего уже не будет прежним.
Во второй половине 50-х британский классик с диккенсовским прищуром Дэвид Лин вступил в свой второй, монументальный, наиболее известный зрителям период. И первой отметившей этот рубеж картиной (чуть позже выйдут еще более успешные «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго») становится экранизация романа Пьера Буля о пленных солдатах, которые строят и строят для японцев мост во время Второй мировой войны. А в главной роли (мужской «Оскар») блистает будущий Оби Ван Кеноби, неподражаемый Алек Гиннесс.
Французский классик Жан-Пьер Мельвиль прославился своими криминальными лентами, но участие в Сопротивлении не прошло для режиссера бесследно. «Армия теней» — его третья и, пожалуй, лучшая военная картина, по-мельвильски скупая на эмоции, точно выверенная и обладающая упругой, словно пружина, драматургией. Настоящая история Второй мировой рассказывается здесь не стрельбой и взрывами, а удивительными лицами Лино Вентуры и Симоны Синьоре.
Успешный сценарист Оливер Стоун («Лицо со шрамом»), уже имеющий за плечами несколько фильмов, решил обратиться к тому, о чем знал не понаслышке, — Вьетнамской войне. Режиссер, как и герой фильма, служил во Вьетнаме и дважды был ранен — отсюда этот неформальный, по-юношески наивный взгляд на происходящее, разбавленный саундтреком из The Doors и Jefferson Airplane. Но ни культового статуса, ни зажженной звезды Чарли Шина Стоуну не хватило, и он продолжил свой Вьетнам фильмами «Рожденный четвертого июля» и «Небо и земля».
Психологическая драма Роберто Росселлини, завершающая его трилогию о войне, рассказывает о жизни мальчика в послевоенных руинах Берлина, в которой воплотилась вся трагедия простого немецкого народа
Основанная на одноименном автобиографическом романе Джеймса Балларда история скитаний британского школьника в захваченном Японией Китае во время Второй мировой войны