Война глазами Оливера Стоуна, который лично служил во Вьетнаме и был дважды ранен. Лучший фильм о войне. А еще эпизодическая роль начинающего Джонни Деппа.
Фильм «Взвод» снят в далеком уже 1986 году. За 25 лет мы видели уже столько фильмов про войну вообще и про Вьетнам в частности, что, кажется, ничего удивительного и интересного снять нельзя. Сюжет «Взвода», в общем-то, довольно прост: новобранца Криса Тейлора привозят во Вьетнам, где поначалу он рискует быть если не подстреленным, то съеденным муравьями, но ближе к концу фильма матереет и самоотверженно сражается за родину.
Это если, в общем, по поверхности. Однако, все художественные фильмы о войне интересны не достоверным изложением событий, а характерами героев, их образами. «Взвод» мало того, что биографичен (Оливер Стоун, режиссер, сам воевал во Вьетнаме и был два раза ранен), он еще и символичен.
Ключевая сцена фильма – это погром вьетнамской деревушки. Взвод, бывший до этого единым целым, раскололся на два лагеря – за Барнса и за Элаиса. На тех, кто превратился в бесчувственных и безжалостных животных, и на тех, кто не готов поступаться нравственными принципами.
Старший сержант Барнс (Том Беренжер) – настоящая машина смерти. У него нет совести, нет сомнений, нет чувств. Он покалечен войной, но по-прежнему пойдет до конца и убьет любого, кто встанет на его пути.
Его антипод – сержант Элиас (Уильям Дефо). Его называют «крестоносцем»; он хоть и понимает, что американцам не выиграть эту войну, до последнего момента продолжает ценить людей, они для него самое важное. Сержант Элиас – символ человечности.
Крис Тейлор (Чарли Шин) в конце фильма называет себя ребенком двух отцов; он разрывается меж двух огней, где Элиас – это уважение к людям, а Барнс – это уверенность в своем деле.
Министерство обороны США отказалось принимать участие в финансировании фильма, посчитав «Взвод» непатриотичным. Но, возможно, именно это и говорит о его честности? В середине 80-х годов, когда вьетнамскую тему затаскали по боевикам и блокбастерам, фильм-автобиография, рассказ от лица простого рядового солдата о таких же, как он, стал откровением для публики. К тому же, Крис Тейлор не просто какой-то солдат, коих миллионы, а волонтер, бросивший колледж; он «из богатых», который неудовлетворен социальным неравенством. «Взвод» повествует о выборе между жестокостью и гуманизмом и о войне человека с самим собой. Кто-то обязательно должен победить.