«Большой Лебовски» — самый известный и любимый миллионами киноманов фильм братьев Джоэла и Итэна Коэнов («Железная хватка», «Фарго»), снятый по книге Рэймонда Чандлера «Глубокий сон», и принятый поначалу кинокритиками, кстати, очень прохладно, но на сегодняшний день, имеющий по-настоящему культовый статус. Этот фильм настоящий гимн раздолбайству и пофигизму, наполненный искрометной сатирой и стебом, воспевающий людей, смысл жизни которых, отсутствие этого самого смысла.
Коэны набили до отказа этот фильм каким-то своим особым чёрным юмором, который впоследствии стал их визитной карточкой, высмеивающим алчность, лень и эгоизм людей. Каждый персонаж этого фильма особенный, неординарный, с каким-то своим доведенным порой до абсурда изъяном, который веселит до коликов и узнаваем, поскольку в реальной жизни подобные люди непременно попадались каждому, а цитаты, которыми они сыпят беспрерывно с экрана доводят до истерики, чего только стоят эти: «Я тебя люблю, Уолтер, но рано или поздно ты должен признать, что ты — дебил.» «Иногда ты ешь медведя, иногда медведь ест тебя.» «Смоки, тут не Вьетнам, это — боулинг, здесь есть правила».
Гениальный и неповторимый Джефф Бриджес в роли Джеффри «Чувака» Лебовски создал здесь просто нового себя, а количество его изображений в этой роли на футболках, плакатах, кружках и прочего фэнского фетиша уже не поддается подсчету (у меня самого, признаюсь, есть майка с «Большим Лебовски»), это один популярнейших кинообразов своего поколения, невероятно точно изображающий любого среднестатического бездельника, хиппаря и его жизненные устои типа «Я к вам не лезу и вы уж от меня отвалите, пожалуйста!». Масштабный Джон Гудман в роли его друга Уолтера Собчака ветерана Вьетнама, агрессивного и осуждающего всех и за всё, а местами напрочь съезжающего с катушек, фантастически хорош и любое его появление в кадре уже вызывает смех. Стив Бушеми в роли глуповатого Донни, Джон Туртурро в роли психованного боулера Иисуса, шизанутая Мод в исполнении Джулианны Мур, великолепный Филипп Сеймур Хоффман и даже Фли из Red Hot Chili Peppers в роли одного из трех бандитов, достающих Чувака, здесь отжигают как нигде и никогда.
Музыка также играет в этом фильме немаловажное значение, а моя любимая шутка это когда чернокожий таксист выкидывает Чувака из машины за то, что тот не уважает группу Eagles. Хиты от Боба Дилана, Creedence Clearwater Revival и Gipsy Kings замечательно подчеркивают характеры персонажей и ситуации, в которые они попадают. Этот фильм в 98-ом получил лишь номинацию на Берлинском фестивале и номинацию Европейской киноакадемии, и распробован, как я писал выше, не был, но десятки так называемых фестивалей Лебовски по всему миру, фэн-клубы, ежегодные переиздания этого фильма на DVD с дополнительными материалами и удаленными сценами, и даже реально существующая забавная псевдо религия «дудаизм» поднимают этот фильм выше всякого мнения критиков и прочих наград. Абсолютный и неоспоримый шедевр 90-ых!!!