Существует огромное разнообразие фильмов про роботов и искусственный интеллект, и в каждом представлен свой взгляд на героев. Какие-то режиссеры придерживаются «классического» образа роботов как машин. В некоторых лентах зрителю представляют андроидов, которых едва можно отличить от живых людей. Наконец, существуют фильмы про роботов и киборгов, которые не отличаются добротой и сулят своим создателям лишь гибель.
«Классический» образ роботов – самый распространенный в кино. Такие персонажи могут иметь человекоподобные черты, анатомию, но в целом их внешность все еще ясно дает понять: это не люди. Тем не менее, это не мешает многим роботам проявлять вполне человеческие качества, как хорошие, так и плохие. Про машиноподобных роботов сняты фильмы франшизы «Трансформеры», а также картины «Робот по имени Чаппи» (2015), «Робот и Фрэнк» (2012), «Живая сталь» (2011).
Технологии развиваются стремительно, и уже не за горами тот день, когда роботы станут неотличимыми от людей. Но пока такие сценарии чаще можно увидеть только в кино. Антропоморфные роботы-андроиды показаны в фильмах «Добро пожаловать в рай» (2015), «Двухсотлетний человек» (1999), «Искусственный разум» (2001), «Бегущий по лезвию» (1982) и его продолжении «Бегущий по лезвию 2049» (2017).
В кино часто показывают роботов, чей искусственный интеллект вышел за рамки ограничений трех законов робототехники. Но среди таких персонажей встречаются не только положительные, но и отрицательные, злые машины, которые готовы погубить своего создателя – человека. О таких героях сняты фильмы «Из машины» (2015), «Морган» (2016) и франшиза «Терминатор».
Как роботы проникли в массовую культуру? Когда они впервые появились на киноэкранах? И почему же сюжеты о роботах настолько интересны для зрителей? Даем ответы на эти вопросы в нашем специальном разделе.
Чешский писатель Карел Чапек в 1920-м году создал пьесу «R.U.R.», представленную на сцене год спустя. Именно это произведение впервые ввело термин «робот», и заложило основы того образа роботов, который в дальнейшем модифицировался в литературе и кино. Большую роль сыграл и писатель Айзек Азимов, который позднее вывел в своих произведениях Три закона робототехники, ставшие стандартом для большинства книг и фильмов об искусственном интеллекте.
Первым фильмом, в котором появился робот, стал «Метрополис» режиссера Фрица Ланга, снятый в 1927-м году. Картина до сих пор считается одной из самых выдающихся из эпохи немого кино.
Существование роботов и искусственного интеллекта уже давно перестало быть выдумкой фантастов и стало нашей реальностью. Но эти технологии пока далеки от совершенства. Именно фильмы позволяют нам представить, насколько могут развиться роботы будущего, и какие последствия могут ждать человечество при небрежном отношении к технологиям.
Многие картины поднимают проблемы этичности эксплуатации роботов с развитым искусственным интеллектом и заставляют задуматься о том, что значит быть человеком.
Некоторые фильмы эксплуатируют страх человечества перед более совершенными машинами, которые легко могут заменить собственных создателей во всем.
Также зрителей привлекают оптимистичные сюжеты, в которых роботы становятся друзьями и помощниками людей, которые изменяют мир к лучшему, облегчая жизнь своих хозяев.