«12 обезьян» — гениальный и один из лучших фантастических фильмов, что мне доводилось видеть в жизни, снятый вечным экспериментатором и режиссером с самым, пожалуй, богатым визуальным мышлением в Голливуде Терри Гиллиамом («Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Бразилия»), способным создать отдельный и ни на что не похожий мир со своими законами и правилами.
Этот фильм 95-ого года рисует абсолютно антиутопическое будущее, где человечество почти полностью уничтожено каким-то жутким и неизлечимым вирусом, а те, кто остались чудом в живых, вынуждены обитать под землей. Ученые отправляют на машине времени одного добровольца в прошлое, чтоб узнать причины возникновения этой заразы и личность её распространителя. Пытаясь предотвратить биологическую катастрофу, доброволец и уголовник Джеймс Коул попадет в психушку, в боевые окопы времен Первой мировой, найдет любовь и увидит себя ребенком.
Это невероятно динамичная и в хорошем смысле шизофреничная история, написанная супругами Дэвидом Уэббом Пиплзом («Непрощенный») и Джанет Пиплз по мотивам короткометражного фильма «Взлетная полоса» Криса Маркета, ушедшего, кстати, из жизни в этом году в возрасте 91-ого года, и что примечательно в день своего дня рождения. «12 обезьян» — это умнейшее, тонко и детально продуманное и виртуозно воплощенное на экране полотно об апокалипсисе, который, как мне кажется, обязательно произойдет когда-нибудь и спровоцирован он будет именно человеческими руками, а не кем-то свыше или природой, о сложной связи прошлого и будущего и о том, что мы оставляем сегодня нашему будущему поколению.
Любимец всех и вся лысый и харизматичный Брюс Уиллис («Герой-одиночка», «Шестое чувство») сыграл здесь великолепно и как-то по-особенному, сохранив загадку своего персонажа до самого финала, и хоть он вновь здесь спасает мир, делает он это совершенно нетипичными для него штрихами, а даже галлюциногенно и на грани сумасшествия. Коронованный женщинами суперкрасавцем, а тогда только набиравший популярность Брэд Питт («Семь лет в Тибете», «Древо жизни»), перевоплотился здесь в одержимого психа Джеффри Гоинса действительно впечатляюще, и барышням он такой вряд ли понравится, это воистину одна из лучших его ролей, в которой он раскрылся как отличный драматический актер, за что заслуженно был номинирован на «Оскар» в 96-ом году, получил «Золотой глобус» и премию «Сатурн». Прекрасная Мэдэлин Стоу («Месть», «Последний из могикан») в роли молодой докторши Кэтрин Рэйли не менее замечательно украсила эту суровую мужскую компанию.
«12 обезьян» — кино, разрушающее киноштампы, увлекательное, необычное, и хоть воспринимаемое всеми по разному, но непременно оставляющее след в сознании и пищу для раздумий.