«Серьезный человек» был провозглашен одним из самых серьезных фильмов режиссеров Коэнов. С соответствующим подходом кино препарировали и подвергали критическому анализу, под тем или иным углом обозрения находя то чрезмерно оскорбительные этнические карикатуры на еврейское сообщество, то библейские мотивы, заложенные в основу сюжета. Обозначать какие-либо смысловые характеристики своих картин Коэны не любят, и в случае с «Серьезным человеком» они обошлись лишь замечанием об относительной автобиографичности ленты.
Несмотря на то, что этот момент был воспринят критиками и зрителями крайне серьезно, что и послужило основой для многочисленных обвинений в неполиткорректности содержания, элемент автобиографичности носит в фильме роль исключительно ностальгическую, как некая дань тому времени, в которое росли сами режиссеры.
Единственная подсказка, являющаяся ключом для понимания всего происходящего на экране, дана в самом начале картины, в виде цитаты древнего толкователя Талмуда: «все, что происходит с тобой, принимай простодушно». Фраза, которая послужила связующим мостом между сказанием о диббуке и бытовой драмой, проста и сложна для понимания одновременно. Проста, поскольку никаких усилий она не требует, а сложна в той степени, в которой человек привык относиться серьезно ко всему происходящему в своей жизни.
Наблюдая за мытарствами профессора Гопника, которые валятся на него в геометрической прогрессии, поневоле замечаешь, как нагнетается обстановка, вне зависимости от того, что чем дальше Ларри заходит в поисках смысла всего происходящего, тем больше нарастает абсурд ситуации. Здесь, для понимания смысла данной истории можно окунуться в библейские пророчества, а можно вспомнить логико-философский трактат философа Витгенштейна, которому посвятил свою дипломную работу выпускник Принстона Итан Коэн, поскольку персонажам явно не хватает взаимопонимания друг с другом.
В физическом парадоксе Эдвина Шрёдингера, который Ларри преподавал своим студентам, можно отследить аллюзии на самого профессора Гопника, который, точно как и тот несчастный кот, не жив, не мертв от навалившихся на него несчастий. А можно вспомнить совет младшего раввина, который пытался передать смысл цитаты Раши, но практически потерял ценность за стремлением выразить очевидное и простое как можно более завуалировано и непонятно, поскольку именно так, по мнению большинства людей, должна выглядеть истина жизни. Возможно, поэтому Гопник не сумел взглянуть на свои проблемы под другим углом, ведь разобраться в аллюзиях, нагроможденных раввинами, крайне непросто.
Все, что пытались подсказать режиссеры — воспринимать происходящее на экране с простодушием. Тот же совет можно было бы дать и главному герою. Но, если сами братья, применив принципы бурлеска в данном фильме, рассказывали о серьезных вещах с долей насмешки и абсурда, тем самым пытаясь показать некий абстрактный мир среднестатистического человека, который погрязает в своих проблемах, все серьезнее воспринимая их, то зрители, не разглядев очевидного, принялись строить вокруг картины множество символов и находить в ней скрытые серьезные подтексты. Но, пытаясь усложнять простое, люди запутывают себя и других, что превращает мир вокруг в полный хаос. Если что-то нельзя выразить простыми словами, то лучше молчать, считал Витгенштейн. Смотрите на все с простодушием, говорят режиссеры Коэны словами Раши. И доказывают истину данного утверждения, показав историю человека, который всю жизнь пытался быть слишком серьезным.