Серьезный человек

Серьезный человек (2009)

A Serious Man

Рецензии
1
7.2282 оценки
IMDb7.0

Сюжет фильма «Серьезный человек»

:

1967-й год. В жизни Ларри Гопника, преподавателя физики в университете, все как-то совершенно не ладится. Сын отбился от рук, дочка требует деньги на пластику носа, жена заявляет, что полюбила другого, в гостиной на диване спит брат с кистой на шее, сосед незаконно отобрал часть газона, студент сует взятку, вдобавок ко всему у Ларри еще и проблемы со здоровьем. И как исправить свою жизнь? Разве что к раввину пойти. Но тут, кажется, и он не поможет. А еще ведь и сильный ураган приближается. Но это уже мелочи. «Серьзный человек» братьев Коэнов — очень остроумная, неполиткорректная, этническая карикатура на еврейское общество, вобравшая в себя много из личных историй самих режиссеров.

Подробнее
Кадр из Серьезный человек
Кадр из Серьезный человек
Кадр из Серьезный человек
Кадр из Серьезный человек
Кадр из Серьезный человек
10
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

1
Рецензии пользователей
Роман Филатов
21 апреля 2013
10
Роман Филатов поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Серьезный человек»

«Серьезный человек» был провозглашен одним из самых серьезных фильмов режиссеров Коэнов. С соответствующим подходом кино препарировали и подвергали критическому анализу, под тем или иным углом обозрения находя то чрезмерно оскорбительные этнические карикатуры на еврейское сообщество, то библейские мотивы, заложенные в основу сюжета. Обозначать какие-либо смысловые характеристики своих картин Коэны не любят, и в случае с «Серьезным человеком» они обошлись лишь замечанием об относительной автобиографичности ленты.

Несмотря на то, что этот момент был воспринят критиками и зрителями крайне серьезно, что и послужило основой для многочисленных обвинений в неполиткорректности содержания, элемент автобиографичности носит в фильме роль исключительно ностальгическую, как некая дань тому времени, в которое росли сами режиссеры.

Единственная подсказка, являющаяся ключом для понимания всего происходящего на экране, дана в самом начале картины, в виде цитаты древнего толкователя Талмуда: «все, что происходит с тобой, принимай простодушно». Фраза, которая послужила связующим мостом между сказанием о диббуке и бытовой драмой, проста и сложна для понимания одновременно. Проста, поскольку никаких усилий она не требует, а сложна в той степени, в которой человек привык относиться серьезно ко всему происходящему в своей жизни.

Наблюдая за мытарствами профессора Гопника, которые валятся на него в геометрической прогрессии, поневоле замечаешь, как нагнетается обстановка, вне зависимости от того, что чем дальше Ларри заходит в поисках смысла всего происходящего, тем больше нарастает абсурд ситуации. Здесь, для понимания смысла данной истории можно окунуться в библейские пророчества, а можно вспомнить логико-философский трактат философа Витгенштейна, которому посвятил свою дипломную работу выпускник Принстона Итан Коэн, поскольку персонажам явно не хватает взаимопонимания друг с другом.

В физическом парадоксе Эдвина Шрёдингера, который Ларри преподавал своим студентам, можно отследить аллюзии на самого профессора Гопника, который, точно как и тот несчастный кот, не жив, не мертв от навалившихся на него несчастий. А можно вспомнить совет младшего раввина, который пытался передать смысл цитаты Раши, но практически потерял ценность за стремлением выразить очевидное и простое как можно более завуалировано и непонятно, поскольку именно так, по мнению большинства людей, должна выглядеть истина жизни. Возможно, поэтому Гопник не сумел взглянуть на свои проблемы под другим углом, ведь разобраться в аллюзиях, нагроможденных раввинами, крайне непросто.

Все, что пытались подсказать режиссеры — воспринимать происходящее на экране с простодушием. Тот же совет можно было бы дать и главному герою. Но, если сами братья, применив принципы бурлеска в данном фильме, рассказывали о серьезных вещах с долей насмешки и абсурда, тем самым пытаясь показать некий абстрактный мир среднестатистического человека, который погрязает в своих проблемах, все серьезнее воспринимая их, то зрители, не разглядев очевидного, принялись строить вокруг картины множество символов и находить в ней скрытые серьезные подтексты. Но, пытаясь усложнять простое, люди запутывают себя и других, что превращает мир вокруг в полный хаос. Если что-то нельзя выразить простыми словами, то лучше молчать, считал Витгенштейн. Смотрите на все с простодушием, говорят режиссеры Коэны словами Раши. И доказывают истину данного утверждения, показав историю человека, который всю жизнь пытался быть слишком серьезным.

Понравилась рецензия?   +4+
Новые трейлеры