Пронзительный, трогательный и душераздирающий фильм выдал чилийский гений из Испании Алехандро Аменабар («Агора», «Другие») в 2004-ом году, основанный на реальной истории, описанной в книге «Письма из ада» галисийца Рамона Сампедро, в течение почти 30-и лет добивавшегося права на собственную эвтаназию, лёжа при этом в постели из-за паралича, который разбил его после несчастного случая в молодости во время прыжка со скалы в море.
Эта история человека, который по-настоящему и всей душой любил жизнь, чувствовал её каждой клеткой, был таланлив, имел перспективы и планы на будущее, но в один миг в какие-то 20 лет потерял всё, потерял возможность жить так, как хотел, потерял драгоценную свободу, в которой его жизнь уже не была движением и поэтому не имела никакого смысла для него.
Фильм впечатляет непередаваемо и наталкивает на разные мысли, Алехандро Аменабар очень грамотно и тактично позволяет зрителю самому решать правильно ли поступил главный герой, выбрав отказ от жизни, или нет. Он не осуждает своего героя, но и не оправдывает, ведь невозможно даже представить какой путь может быть верным в подобной ситуации, и в этом направлении «Море внутри» дает огромный простор для размышлений. Рамон не выглядит в фильме унылым или озлобленным, наоборот, он спокоен и твёрд, у него отличное чувство юмора и добрые глаза, его окружают преданные близкие люди, в его жизни есть любовь, он научился даже рисовать, держа кисточку во рту, он пишет стихи и готовиться издать книгу, но в его жизни нет моря, оно осталось внутри него, в его воспоминаниях, в запахе, он чувствует себя живым лишь закрыв глаза, лишь в своих грезах и фантазиях, представляя как соленый ветер треплет его длинные вьющиеся волосы.
Большое открытие этого фильма это, конечно же, испанский актер Хавьер Бардем («Между ног», «Любовь во время холеры»), сыгравший практически одним лицом свою лучшую роль, и проснувшись после неё знаменитым на весь мир (а через три года он уже получил «Оскар» за «Старикам тут не место»), хотя в кино он снимается с 5-и летнего возраста. Его работа здесь невероятно органична и точна в деталях, он раскрылся на экране полностью, глубоко, к его персонажу невозможно не проникнуться симпатией и сопереживанием, ты прекрасно понимаешь, почему он хочет умереть, но глядя на его жизнелюбивое лицо, ты искренне не хочешь его отпускать.
«Море внутри» в 2004-ом прославило Испанию на весь мир, собрав невероятное количество наград и номинаций, включая «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, 14 наград премии «Гойя», три на Венецианском кинофестивале и две премии Европейской киноакадемии, вот только за Бардема немного обидно, поскольку на «Оскар» в номинанты попасть он гораздо больше заслуживал, на мой взгляд, чем Джонни Депп за «Волшебную страну».