Свои «Сумерки» и «Марсианины»: 22 главных российских фильма года

Викинги, супергерои, вампиры, космонавты, жертвы землетрясений и нечистых сил — вот лишь неполный список героев, за которыми нам предстоит наблюдать в ближайшем будущем. «Афиша Mail.Ru» — о самых грандиозных российских кинопроектах 2016 года.

Блокбастеры

Пожалуй, самые амбициозные отечественные кинопроекты ближайшего будущего — это историческая драма «Викинг», смело позиционирующаяся как наш ответ «Игре престолов», и экшен «Защитники», призванный стать российским аналогом марвеловских «Мстителей». Но обо всем по порядку.

Андрей Кравчук, режиссер «Викинга», начинал с «Улиц разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности», затем поставил полнометражки «Итальянец» (картина была тепло встречена на кинофестивале в Берлине, а на родине удостоилась «Ники») и «Адмиралъ», а теперь добрался до князя Владимира Святославича. По всей видимости, новая картина меньше всего хочет быть точной исторической реконструкцией. Кравчук снимает блокбастер с самыми востребованными сейчас актерами (Данила Козловский, Светлана Ходченкова плюс набирающая обороты популярности Александра Бортич) и за немыслимые по меркам отечественного кинематографа деньги (заявленный бюджет проекта — $35 млн).

«Викинг» выходит в прокат 22 декабря, то есть ему придется конкурировать с новыми «Звездными войнами» — исторической справкой тут не отделаешься, привлечь зрителей получится разве что мечами, кровью и историей о мести.

Когда сценарист у вас сам Нестор-летописец, остается пригласить лучших актеров и включить камеру. Страстное зрелище мы гарантируем.
Константин Эрнст
продюсер
Команда супергероев фильма «Защитники»
Команда супергероев фильма «Защитники»

«Защитники» — это супергеройский проект сверхплодовитого Сарика Андреасяна (2016-й, напомним, начался с его «Мафии»). Фабула такова: во времена холодной войны в СССР была создана спецкоманда, в которую вошли представители разных союзных республик. Обладатели необычных способностей некоторое время жили скрытно, но в тяжелую годину им все же пришлось проявить себя. Нам обещают четверку главных героев — человека-зверя, а также троицу, олицетворяющую стихии: воздух, землю и воду. «Защитники» были задуманы как франшиза (ну разумеется), если проект получит продолжение, команда местных обладателей суперспособностей будет разрастаться.

Мы сознательно выбрали молодых актеров, чтобы зритель им верил. Согласитесь, было бы странно увидеть в роли супергероя Сергея Безрукова. Не потому, что он бы не сыграл, а просто потому, что зрители бы реагировали на него по-другому.
Сарик Андреасян
режиссер фильма «Защитники»

До недавнего времени выход «Защитников» планировался на самый конец 2016 года — как и подобает потенциальным блокбастерам, однако премьеру все же перенесли на начало 2017 года. Что, согласитесь, не мешает говорить о проекте уже сегодня — в конце концов, слухи о нем ходят уже несколько лет.

«Притяжение»: секретный проект Федора Бондарчука

Пополнить список самых-самых отечественных лент хочется и третьим наименованием — «Притяжением» Федора Бондарчука (кинематографист выступает одновременно и как режиссер, и как продюсер проекта). Однако здесь придется схитрить. Почему? Да по той причине, что картина выйдет только в 2017-м. Почему ее не получится проигнорировать сейчас? Дело в том, что «Притяжение», главные роли в котором исполняют Олег Меньшиков и артист его театра, молодой, но уже очень популярный Александр Петров, наверняка будут сверхактивно обсуждать на протяжении всего 2016-го.

Сам Бондарчук провоцирует зрителей и прессу, снимая фильм «в обстановке строжайшей секретности». До аудитории добираются только факты, дополнительно подстегивающие интерес. Например, известно, что в съемках задействована новейшая российская военная техника. Но давайте все же вернемся к кинофильмам, которые нам предстоит посмотреть в ближайшие 12 месяцев.

Фильмы-катастрофы

Катастрофы и катаклизмы — темы, весьма актуальные в 2016 году для российских кинематографистов. Скажем, в октябре в кинотеатрах можно будет увидеть ленту Николая Хомерики «Ледокол», рассказывающую о том, как корабль «Михаил Громов» и его команда провели более четырех месяцев в ледяном плену у побережья Антарктики. (Настоящий ледокол, ставший прототипом киношного, носил название «Михаил Сомов», инцидент с ним произошел в 1985 году.) В фильме заняты Петр Федоров, Анна Михалкова, Александр Паль и Сергей Пускепалис (последний сравнительно недавно уже застревал на подводной лодке в англоязычном «Черном море»).

Кроме того, 21 апреля на экраны выйдет масштабный фильм-катастрофа «Экипаж», название которого, конечно же, заставляет вспомнить классическую ленту Александра Митты 1979 года. Тем более что и сюжеты двух картин в чем-то пересекаются: пилоты сталкиваются с землетрясением. Правда, создатели новой ленты утверждают, что их работа — ни в коем случае не ремейк: от многих героев избавились, в сюжет были введены дополнительные персонажи с собственными развернутыми историями. Главных героев — молодого летчика Гущина и его опытного наставника Зинченко — в картине, поставленной Николаем Лебедевым («Легенда №17»), играют вездесущий Козловский и Владимир Машков. «Экипаж» — второй после «Сталинграда» российский фильм, снятый для IMAX (и, по имеющимся данным, первая российская лента, в работе над которой использовались новейшие камеры IMAX).

Сарик Андреасян тоже решил не ограничиваться одними супергероями — 1 декабря он намеревается представить зрителям фильм-катастрофу «Землетрясение» с Константином Лавроненко в главной роли. То есть вообще-то это драма, основанная на реальных событиях. В центре сюжета — землетрясение, случившееся в Армении в декабре 1988-го, и судьбы людей, соединенные этим страшным событием. Но, зная Андреасяна и его уверенность в том, что зритель идет в кино исключительно с целью развлечься, можно предположить, что эта драма будет богата спецэффектами.

Константин Лавроненко на съемках фильма «Землетрясение»
Константин Лавроненко на съемках фильма «Землетрясение»

Освоение космоса

«Время первых», «Салют-7» и собственный «Марсианин»

Еще одна тема, живо интересующая современных российских кинематографистов, — это освоение космоса. Тимур Бекмамбетов продюсирует фильм о первом в истории человечества выходе в открытый космос, совершенном Алексеем Леоновым в марте 1965-го. Сопродюсером проекта, получившего название «Время первых», является исполнитель главной роли Евгений Миронов. Все наземные сцены (по некоторым прикидкам — две трети хронометража ленты) успел отснять Юрий Быков, получивший определенную известность благодаря лентам «Жить», «Майор» и «Дурак», а также сериалу «Метод» с Константином Хабенским, тоже снимающимся во «Времени первых». А вот зрелищную, то есть космическую часть продюсеры решили отдать другому постановщику — ранее плотно сотрудничавшему с Бекмамбетовым Дмитрию Киселеву («Черная молния»). Теперь «Время первых» позиционируется как работа двух постановщиков. И, видимо, двух актеров — Миронов и Хабенский, к слову, со всей ответственностью подошли к процессу подготовки к съемкам, пройдя специальный тренировочный курс, включавший кардиотренировки и упражнения на выносливость. 

Два других космических фильма — «Салют-7. История одного подвига» Клима Шипенко, рассказывающий о том, как советские специалисты спасали от крушения одноименную орбитальную станцию, и совсем уж фантастический «Марсианин» Александра Куликова, Александра Карпова и Михаила Расходникова, заимствующий у недавно вышедшей картины с Мэттом Дэймоном не только название, но и элементы сюжета (космонавт в одиночестве застревает на поверхности Красной планеты). Отметим, справедливости ради, что «Марсианин» — в каком-то смысле долгострой, его сценарий был написан годы назад, то есть еще до того, как Ридли Скотт взялся за съемки своей ленты.

Байопики: чемпионы, балерины и писатели в кино

«Ледокол» и «Время первых» в целом укладываются в еще одну наметившуюся тенденцию: кинематографисты хотят снимать байопики, причем готовы посвящать их вполне настоящим героям. Скажем, в ленте «Чемпионы: Быстрее, выше, сильнее» (премьера — 18 февраля, формально это продолжение «Чемпионов», вышедших в 2014-м) Кристина Асмус, Евгений Пронин и Сергей Бондарчук-младший играют, соответственно, гимнастку Светлану Хоркину, пловца Александра Попова и борца Александра Карелина. Картина разделена на три новеллы, каждая из которых посвящена отдельному спортсмену и позволяет взглянуть на его путь к успеху как бы из-за кулис.

Светлана Хоркина / Кристина Асмус в образе Светланы Хоркиной
Светлана Хоркина / Кристина Асмус в образе Светланы ХоркинойИсточник: PersonaStars

«Матильда» Алексея Учителя (релиз — 13 октября) — история о российской прима-балерине Кшесинской и ее отношениях с императором Николаем II. В картине заняты Ингеборга Дапкунайте и заграничные артисты, однако имя актрисы, которая появится в заглавной роли, тщательно скрывается.

Луиза Вольфрам , Ларс Айдингер и Ингеборга Дапкунайте
Луиза Вольфрам , Ларс Айдингер и Ингеборга ДапкунайтеИсточник: Алексей Молчановский

Алексей Герман-младший снимает ленту о писателе Сергее Довлатове с интересным актерским составом (Елена Лядова, Чулпан Хаматова плюс уже упоминавшиеся Ходченкова и Козловский). Дата выхода «Довлатова» пока не указывается, однако предполагается, что фильм представят зрителям в 2016-м.

На этом фоне несколько выделяется «Командир Полярной звезды» Владимира Котта и Андрея Борисова. Картина посвящена русским мореплавателям XVII века Челюскину и Берингу, но при этом позиционируется как приключенческая. Такой подход в каком-то смысле приближает ленту к «Викингу». Узнать, чего же в итоге будет больше — биографии или морского экшена — зрители смогут 3 ноября.

Экранизации: от Пушкина до Пелевина

Сергей Снежкин («Похороните меня за плинтусом», разнообразные сериалы от «Убойной силы» до «Брежнева») также движется от истории к развлекательному жанру — детективу. Кинематографист экранизировал книгу «Контрибуция» Леонида Юзефовича, события в которой разворачиваются в захваченной белогвардейцами Перми в конце 1910-х. Собственно детективная линия развернется вокруг бриллианта одной богатой вдовы, исчезнувшего таинственным образом прямо перед тем, как та собиралась пожертвовать его на нужды армии. Главные роли исполняет семейная пара — Максим Матвеев и Елизавета Боярская, картина выйдет 18 февраля.

Вообще говоря, в 2016-м кинематографисты будто бы решили напомнить нам, что русские, по некоторым данным, — самая читающая нация. Например, Виктор Гинзбург, ранее снявший «Generation П», сейчас занят другим романом Пелевина Empire V. Картина о ставшем вампиром грузчике Романе Шторкине — проект, ресурсы на который были собраны в том числе благодаря краудфандингу. Важное уточнение: есть вероятность, что до конца 2016-го Гинзбург не управится и фильм выйдет на экраны только в следующем году. И еще один любопытный факт — одну из ключевых ролей в фильме исполнит сын Олега Табакова, 20-летний Павел Табаков, которого можно разглядеть в интригующем тизере фильма:

Еще одна лента, не появившаяся бы на свет без литературного первоисточника, — это «Дама Пик» Павла Лунгина. Правда, в данном случае речь не идет о чистой экранизации. События фильма разворачиваются в наши дни, в центре внимания — молодой оперный певец (Иван Янковский, еще один наследник именитой актерской династии) и дива из Европы (Ксения Раппопорт), приехавшая в российский театр, чтобы поставить свою версию знаменитой оперы Чайковского и заодно сыграть в ней графиню. (Напомним, что Раппопорт уже играла выдающуюся оперную певицу в «Юрьеве дне» Серебренникова — тогда она не возвращалась, а, напротив, собиралась покинуть РФ.)

Контент недоступен

Будет страшно: триллеры и хорроры

Успех то ли «Вия», то ли суперпопулярной импортной вампирской саги «Сумерки» вдохновил российских кинематографистов на съемки фильмов о потустороннем и демоническом — в 2016 году российскому кино явно найдется чем запугать зрителей. Так, вышеупомянутый Иван Янковский занят в фэнтезийном боевике Эмилиса Веливиса «Ночные стражи». 25-летний актер играет курьера, которого внезапно берут в службу контроля за домовыми, лешими и прочей столичной нечистью. Релиз «Ночных стражей» состоится 25 августа. Следом за ними (а точнее, 13 октября) на экраны выйдут «Вурдалаки» Сергея Гинзбурга — картина о юноше, который в карпатском монастыре сталкивается с нечистой силой и первой любовью.

А вот «Маршрут построен» Олега Асадулина (премьера — 31 марта) напрочь лишен фэнтези-элементов, это будет хоррор в чистом виде — эдакая адаптированная версия «Кристины» Стивена Кинга: в автомобиле, одержимом злыми духами, просыпается жажда убийства. Продюсеры у картины те же, что и у прошлогоднего фильма ужасов «Пиковая дама: Черный обряд». В главной роли — Светлана Устинова, которая недавно уже проявила (и удачно) свои способности к внушению страха зрителям в «Холодном фронте» Романа Волобуева.

Игры на выживание: «Диггеры», «Танцы насмерть», «Дуэлянт»

В августе аудитории представят хоррор про московское метро «Диггеры» Тихона Корнева (его единственной режиссерской работой до сих пор была одна новелла в альманахе «Мамы»). Завязка такова: в метрополитене бесследно пропадают люди, но власти эти факты замалчивают; герои сами лезут под землю, где сталкиваются с чем-то куда более страшным, чем традиционные городские легенды. Слоган фильма — «Каждый день в метро спускается больше людей, чем поднимается обратно» — заставляет вспомнить рассказы Кортасара, «Подземку» Бессона и многие другие художественные произведения, на что создатели «Диггеров», наверно, не рассчитывали.

«Диггеры»
«Диггеры»

Не дают покоя отечественным кинематографистам и успешные заграничные франшизы-антиутопии про выживание молодежи в заданных условиях. В «Танцах насмерть» Андрея Волгина — фантастическом экшене в духе «Бегущего человека» (также невозможно избежать ассоциаций с «Голодными играми» и «Дивергентом») — игра на выживание организована в виде танцевального конкурса (то есть название картины стоит понимать вполне буквально).

Иван Жвакин и Лукерья Ильяшенко
Иван Жвакин и Лукерья Ильяшенко

Чуть более оригинальную идею реализует Алексей Мизгирев в своем «Дуэлянте» — историческом (время действия — XIX век) триллере о человеке, зарабатывающем на жизнь участием в поединках за других людей. В ленте заняты Петр Федоров, Владимир Машков и Сергей Гармаш.