От Анжелики до Фантомаса: западное кино, которое обожали в СССР
Фантомасы, Чингачгуки, крокодилы Данди — вот они, культовые для советского кинозрителя герои. Перед вами 50 зарубежных фильмов, которые стали хитами советского проката и до сих пор вызывают ностальгию и умиление.
Самый кассовый фильм за всю историю советского проката. «Есения» стала удобным плацдармом для будущего обожания мексиканского «мыла» — цыганские страсти всегда пользовались особой любовью среди людей с избытком сентиментальности. История о простой девушке с золотым сердцем, полюбившей аристократа, была близка и понята простому народу. А то, что золушка в итоге оказывалась принцессой, заставляло верить в сказку. Даже для любителей китча в наши дни «Есения» выглядит чересчур избыточной: слишком пестрые наряды, заезженный сюжет, слащавая интрига. Но для поколения прошлых лет эти промахи не имели никакого значения. 91,4 млн советских зрителей, посмотревших картину в 1975 году, — закономерный итог реакции на рядовую работу мексиканских кинематографистов.
Здесь для тотального успеха сложилось все. Любовь к запретному жанру — американскому вестерну, редкой птицей залетавшему в советский прокат. Невероятный Грегори Пек, моментально ставший кумиром мальчишек всех дворов и околотков. Еще куда более невероятный Омар Шариф — один из самых обаятельных и неоднозначных злодеев экрана, ставший кумиром мальчишек дворов определенных. Удивительные и захватывающие приключения в поисках рокового золотого металла. Нечасто балующая зрителя обнаженная женская натура в кадре. Но венцом творения стала новая версия песни Old Turkey Buzzard, исполненная Валерием Ободзинским, пронзительной нотой расставляющая нужный акцент — жажда наживы не приведет героев к желанному обогащению. Обаянию фильма оказались подвержены все категории зрителей — в итоге в 1974 году его посмотрели 60,4 млн человек.
Выход индийского кинохита «Танцор диско» стал сенсацией не только в нашей стране (тогда его посмотрели 60,9 млн зрителей), но и у себя на родине. Используя моду на музыку диско, композитор Баппи Лахири запустил в мир навязчивые мелодии, ставшие визитной карточкой фильма и запомнившиеся зрителям по обе стороны океана вплоть до наших дней. История паренька Джимми, поющего и пляшущего на краю жизни и смерти и успевающего между делом мстить и любить, обогатила нашу страну очередной киносектой – фанклубом индийской суперзвезды Митхуна Чакраборти, единственного актера на земле, которому посчастливилось сыграть гибрид Джона Траволты и Майкла Джексона. Тем не менее фильм вызвал острое неприятие у поклонников Болливуда 70-х, воспринявших его как полнейшую профанацию. По иронии судьбы именно с этим трэш-опусом многие ассоциируют богатый на жанровое великолепие кинематограф страны слонов и обезьян.
Эротическое помешательство советских времен. Красивая жизнь французской аристократки привлекала в кинотеатры массу народа, уставшего от серых будней и желающего развлекаться, наблюдая за приключениями не всегда ведущей себя нравственно гордой красавицы. Будуарные сцены сменяли тайны дворцовых интриг. Пылали любовные страсти и костры инквизиции. Редкие экземпляры литературного оригинала пера Анн и Сержа Голон выдавались по блату в районных библиотеках — страницы с пикантными сценами зачастую, оказывались вырваны излишне впечатлительными читателями. А волнующая музыка Мишеля Маня способствовала побегу из реальности в мир, где лучшие мужчины Европы отдавали свои жизни за любовь, единственную и неповторимую. Точно так же были готовы отдать если не жизни, так свои кровно заработанные средства и советские зрители — «Анжелику» посмотрели 44,1 млн человек.
Впервые комедию «Сексмиссия» (в нашем прокате «Новые амазонки») зритель увидел на очередном ММКФ. И был поражен не только смелым сюжетом, но и разнообразием творческого почерка польского режиссера Юлиуша Махульского – «Ва-банк» уже триумфально прошел по советским киноэкранам. Но главное, что привлекало в кинотеатры массовую аудиторию, была суть, полностью отражавшая название. Смелый пинок под мягкий зад воинствующего феминизма в нашей стране в те времена не считывался. Иронию также разглядели не все. Зато даже урезанный цензурой фильм стал глотком сексуальной свободы для всех тех, кто в силу разных причин не мог разглядеть ее в фильмах советских. 34,4 млн зрителей радостно погружались в мир будущего и восставали против угнетенных прав мужчин со свойственной той эпохе непосредственностью.
Одна из главных зарубежных комедий в кинопрокате СССР — из серии «как французы англичанам выиграть войну помогали». Искрометный дуэт Луи де Фюнеса и Бурвиля был усовершенствован гениальным советским дубляжом. Подпольщики поневоле, нелепая парочка не только побеждала агрессоров неутомимым оптимизмом, но и высмеивала нюансы французского национального характера и комплексы социальных слоев. Не обошлось и без иронии над отношениями между французами и англичанами. Комедия о войне всегда требует от создателей соблюдать необходимую грань, и здесь команда классика-комедиографа Жерара Ури отработала ровно так, как нужно. В результате получился настоящий праздник жизни, прикоснуться к которому пожелали 37,8 млн советских зрителей.
Чешский вариант пародийного вестерна, довольно едко и безжалостно высмеивающий американский образ жизни. В первую очередь досталось не столько жанру, сколько миру тотального потребления, олицетворением которого стала редкая по тем временам и экзотическая для социалистического общества кока-кола. Благородный до одури герой, предпочитающий кокаколовый лимонад известным качественным спиртным напиткам, являл собой персонажа настолько за гранью добра и зла, что не мог не найти отклик в отзывчивых советских сердцах. «Лимонадный Джо» сложно назвать образцом хорошего вкуса и здравомыслия, но данная интерпретация вестерна была столь вызывающе забавна, а пародия на рекламу — столь грандиозна, что заставила посмеяться 24,4 млн советских зрителей.
У советских людей не было «Челюстей», зато была «Бездна»! Подводный экшен и брутальное насилие — сочетание слишком беспроигрышное для неискушенного зрителя. Экзотика Бермудских островов и напряженный сюжет при первом же просмотре врезались в память. Апогеем ужасов стала куриная лапка, рисующая кровью узор на идеальном животе Жаклин Биссет — так советский человек впервые узнавал о существовании культа вуду. Донна Саммер пела свою известную песню, герои с риском для жизни спускались на дно в поисках сокровищ, головорезы стремились превратить безобидный отпуск в кровавый бурлеск — впечатлений от увиденного хватало с лихвой. 37,9 млн зрителей навсегда зафиксировали «Бездну» в глубине своей памяти.
Фильм, жанр которого русский писатель Николай Григорьев негласно определяет как «они шли, а по дороге их разные животные кушали». Приключения отважного Синдбада стали одним из главных киновпечатлений советского кинопроката у детей и подростков тех времен. Потрясающая работа великого мастера по спецэффектам Рэя Харрихаузена всерьез пугала и восхищала не одно поколение зрителей. Страшные античные создания даже теперь не потеряли актуальности в восприятии. А сделанные своими руками Циклоп, Дракон и Женщина-змея пусть и не столь реалистичны, как предлагает нам современный кинематограф, но куда более живые и настоящие. Классика жанра из серии «таких больше не делают». Удивительный по всем меркам фильм, который с удовольствием посмотрели 70,1 млн человек.
Остроумная пародия, в силу многих причин поначалу принятая у нас за чистую монету. Неизбалованный зритель чуть ли не впервые оказался вовлечен в мир суперзлодеев, обладающих фантастическим техническим арсеналом. Французский комикс с обязательными героями — мужественным красавцем, забавным растяпой и сексуальной блондинкой — стал олицетворением буржуазной жизни со всеми ее соблазнами и запретами. В итоге неожиданно для всех Фантомас оказался чуть ли не народным героем и криминальным авторитетом: в него играли, его использовали как образец для подражания, он даже перекочевал в отечественное кино, явив нам деревенский детектив образца 1973 года «Анискин и Фантомас». То, что за всем происходящим стояла шутка, зрителей интересовало меньше всего. 45,5 млн человек с удовольствием хотели обманываться, в очередной раз наблюдая, как появляется на экране серо-зеленый лик таинственного и могущественного злодея.
Двое мошенников сбегают из тюрьмы и объединяются для того, чтобы противостоять роковой злодейке – криминальная комедия с Энтони Куинном и Адриано Челентано