Как известно, фильмы ужасов — не самая сильная сторона российского кино, все еще нащупывающего свой путь в жанре. Несмотря на то, что отечественные хорроры в большинстве своем не пугают, а веселят, авторы отечественных ужастиков довольно неплохо наловчились в нагнетании жути, интригующих завязках и атмосферном визуале.
Попытки снимать крупнобюджетные студийные хоррор-картины чаще всего упираются в подражание голливудским образцам и эксплуатацию славянской мифологии и русского фольклора. Отдельно стоит сказать о якутском кинематографе — среди новой волны режиссеров из республики Саха есть и те, кто делает по-настоящему пугающие, самобытные, укорененные в якутских преданиях и легендах фильмы ужасов.
Домовые, русалки, Баба Яга, леший... Русские народные сказки, основанные на языческой мифологии, становятся благодатной почвой для переосмысления в современном кино. Для российских фильмов ужасов эти персонажи — колоритные, страшные, злые и уже знаменитые — настоящая находка.
Среди любопытных отечественных ужастиков последних лет можно выделить фолк-хоррор «Домовой», в котором рассказывается история осиротевших брата и сестры. Ребята переезжают из деревни в приемную семью, после чего в новом доме начинают твориться странные вещи с участием древнего зла. Здесь же можно вспомнить и «первый российский фильм ужасов», которым называли «Ведьму» с Валерием Николаевым в главной роли, — современное и американизированное переосмысление гоголевского «Вия» (правда, весьма условно сохранившее фольклорную основу оригинала). Также вокруг персонажей славянского фольклора строятся сюжеты фильмов ужасов «Русалка. Озеро мертвых» и «Яга. Кошмар темного леса».
Древние духи и привидения, мучающие героев из мести, коварства или, наоборот, предостерегающие их от опасности, тоже нередко становятся сюжетообразующими элементами фильмов ужасов. Хоррор «Пиковая дама: Черный обряд» рассказывает историю мстительного призрака — Пиковой дамы, вызванной подростками на спиритическом сеансе и теперь преследующей их вместе со смертью. Режиссер фильма — Святослав Подгаевский, один из самых ярких представителей современного российского хоррор-кино, в чьей фильмографии есть и другие истории о привидениях — «Невеста» и «Владение 18».
В 2018 году на экраны вышла картина «Проводник» с Сашей Бортич в роли девушки-медиума, способной видеть и слышать призраков. «Маршрут построен» со Светланой Устиновой — история о супругах, которые покупают автомобиль, не подозревая, что в придачу к нему идет дух погибшей женщины.
Сюжеты с «найденной пленкой», усиливающие наш страх и ощущение реальности происходящего ужаса, стали популярны после выхода культовой «Ведьмы из Блэр». В российском кино снято не так много псевдодокументальных хорроров. Среди редких примеров — мистический ужастик «Вдова», использующий реальные документальные кадры с рассказами жителей Ленобласти о случаях нечистой силы. «Шопинг-тур» Михаила Брашинского, снятый в формате мокьюментари, — ироничный хоррор о группе российских туристов, отправившихся в Финляндию за покупками, а попавших в лапы каннибалов.
Множество историй в фильмах ужасов содержат завязку, связанную с переездом главных героев в глухие деревни, где вдали от цивилизации, среди древних земель и их загадочных обитателей, они сталкиваются со злыми духами, ожившими легендами и разной нечистью.
Так, героиня якутского слоубернера «Иччи» от Костаса Марсаана приезжает в деревенский дом к родне своего мужа. Семья не верит в предания о проклятых землях, однако всем им предстоит убедиться в правдивости этих историй. Хоррор еще одного якутского режиссера Степана Бурнашева рассказывает о московской студентке, вынужденной отправиться в отдаленную деревню на поиски пропавшей матери. В фильме ужасов 2024 года «Заклятье. Шепот ведьм» Артур Бесчастный играет детектива, расследующего убийства подростков, произошедшие в глухой деревне. Героиня «Омута» — жертва мужа-абьюзера, которая надеется решить свои проблемы на психологическом тренинге в российской глубинке, но все оборачивается новым кошмаром.
О самом кассовом российском хорроре, фильмах ужасов по реальным событиям и любопытных представителях жанра из 1990-х читайте ниже.
В основу сценария к фильму «Вдова» (2020), положены реальные свидетельства о ведьме, обитающей в лесах Ленобласти и несущей смерть. Хоррор «Невеста» (2017) основан на факте о практике фотографирования умерших, реально существовавшей в конце XIX века.
Одним из самых кассовых российских фильмов ужасов стал хоррор Святослава Подгаевского «Невеста» (2017), собравший в прокате более 180 миллионов рублей.
Среди лучших фильмов ужасов, снятых в России 90-х, — «Прикосновение» Альберта С. Мкртчяна, «Змеиный источник» Николая Лебедева, «Упырь» Сергея Винокурова, «Прогулка по эшафоту» Исаака Фридберга, «Гонгофер» Бахыта Килибаева, «Паутина» Александра Амелина.