Лэптоп-ужасы, айфон-триллеры: фильмы, снятые необычным способом
В последнее время кинематографисты все чаще обращаются к современным технологиям в поисках новых средств выражения. Перед вами — 8 фильмов, наглядно демонстрирующих, как кино, снятое на айфон или веб-камеру, становится настоящим искусством
Лэптоп-триллер (или десктоп-триллер) уже давно заявляет о себе как о новом поджанре, причем довольно уверенно – фильмы, действие которых целиком разворачивается на экране ноутбука, обладают потенциалом завораживать своей острой актуальностью и проникновением в ту сферу личной жизни, которая сегодня стала наиболее интимной и существенной для огромного количества людей. Переписки в чатах, фотографии в соцсетях и геотеги в виртуальных картах способны многое рассказать о человеке – именно из этих соображений действует отец пропавшей девочки, просматривающий информацию на ноутбуке дочери в поисках любой зацепки. Потренировавшись на мейнстримовом skype-хорроре «Убрать из друзей», Тимур Бекмамбетов продюсирует «Поиск», ловко манипулирующий жанрами (из драмы с комическими элементами в детективный триллер) и предлагающий свежие приемы характеристики героев и времени через историю браузера. На фестивале «Сандэнс» лента вызвала ажиотаж и получила награды, включая приз зрительских симпатий. А с 27 сентября картину можно увидеть в российских кинотеатрах и решить, насколько жанр близок лично вам.
Буквально через месяц после премьеры «Поиска» на «Сандэнсе» Бекмамбетов представил на Берлинале свой теперь уже режиссерский проект «Профиль». В отличие от предшественника, этот лэптоп-триллер призван, используя все те же блага интернета и социальной жизни в сети, показать другую сторону медали. Британская журналистка регистрируется в Facebook под именем девушки, принявшей ислам, и знакомится с террористом-вербовщиком. Постепенно она теряет связь с реальностью, поддаваясь очарованию пакистанца. Выбранный авторами формат screen life – жизни на экране – очень способствует напряжению и азарту этой истории, ведь зрителю кажется, что все это происходит не просто здесь и сейчас, а буквально перед его носом, на его мониторе – со знакомыми значками, окошками, приложениями. Все это работает на новую документальность кино, когда виртуальное уже не кажется ненастоящим, а совсем наоборот – экран, разделяющий собеседников с разных концов света, перестает быть защитой и делает вас легкой мишенью. Таким образом, можно говорить о появлении нового оттенка страха и адреналина, на которые рассчитаны жанры хоррора и триллера.
На ту же идею работают фильмы ужасов, построенные на традиционных «бу!»-эффектах, которые поджидают героев в сети. Это можно увидеть в упомянутых ранее «Убрать из друзей», «Открытых окнах» с Элайджей Вудом или в фильме «Смерть в сети», который предлагает зрителям испугаться вместе с героиней, путешествующей по веб-чату. Эффект неожиданности, когда не знаешь, кто поджидает тебя с очередным переключением на нового собеседника в чате, примерно таков же, как когда из-за угла резко появляется страшное нечто. А дальше все зависит от фантазии авторов.
Говоря о развитии киноязыка с появлением новых технологий, нельзя проигнорировать уже ставший привычным жанр псевдодокументального кино. Родоначальником принято считать низкобюджетную «Ведьму из Блэр», фишка которой заключалась в том, что весь фильм преподносился как реально найденные видеозаписи пропавших в лесу студентов. «Паранормальное явление» сделало популярной новую форму хоррор-мокьюментари – события запечатлены любительской видеокамерой, работающей в режиме нон-стоп в комнатах персонажей. Главная особенность здесь – статичное положение записывающего устройства, а соответственно, и зрителя, прикованного к одной точке обзора. Вместо эффекта полного погружения – отстраненность, позиция третьего лица, как бы безучастие по отношению к происходящим в кадре ужасам. Отсюда – особый леденящий и сковывающий страх в ожидании того кошмара, который попадет в объектив в следующую секунду.
В эпоху, когда любой человек может снять свое кино, вынув смартфон из кармана, язык кинематографа стремительно обогащается новыми приемами, которые влияют на визуальную составляющую фильма и, как следствие, на эмоциональную реакцию зрителя. Снимая на iPhone триллер «Не в себе», Стивен Содерберг смог приблизиться к своей героине максимально близко, а в случае с историей, в которой женщина страдает от неврозов и параноидальных расстройств, это очень важно. Крупные планы, снятые на контрастную мобильную камеру, высвечивают безумные глаза героини Клэр Фои, а неидеальное «любительское» изображение в кадрах, показывающих ее обед в парке или обычный маршрут до работы, создает явное чувство преследования, что играет на дополнительный саспенс в контексте сюжета. Особо впечатлительные после просмотра этого психологического триллера еще какое-то время будут испытывать четкое ощущение, что за ними кто-то следит.
Авторский почерк Шона Бейкера, режиссера недавно нашумевшего «Проекта «Флориды», неизменно связан с ручной камерой, фиксирующей жизнь простых и маргинальных американцев в ее бытовой повседневности. Непрофессиональные актеры, фактура знойных летних улиц, драма, разворачивающаяся на глазах у незнакомцев, — неудивительно, что для съемок своего комедийного «Мандарина» Бейкер выбрал iPhone 5, точнее целых три смартфона, оснащенных специальными объективами. Благодаря такой свободе для экспериментов, динамичному передвижению смартфонной оптики, когда вместо рельсов используется велосипед, история зазвучала еще более живо, сочно и непосредственно. Кстати, именно этот фильм вдохновил Стивена Содерберга на создание своего айфон-триллера.
«Ты – главный герой, и это твой хардкор» – заявляет слоган дебютной ленты клипмейкера Ильи Найшуллера, прогремевшей по миру в качестве новаторского российского боевика. Новаторство здесь выражается, прежде всего, в умелом переложении компьютерной эстетики на визуальный язык кино. Действие разворачивается от первого лица (но это как раз не в новинку) – от лица главного героя, выполняющего функцию безголосой машины-убийцы, взаимодействующей с другими персонажами истории. Все происходящее напоминает компьютерный шутер, в котором необходимо перелезть через гору трупов, чтобы добраться до главного босса. Знакомые из подобных игрушек ракурсы, отрывистые движения камеры, словно кто-то дергает мышкой, и характерные мизансцены составляют этот бодрый сплав кино и видеоигры.
В сериале «Мозаика», который Стивен Содерберг изначально снял для мобильных устройств, использована еще одна особенность компьютерных игр, постепенно перебирающаяся на экраны, — это интерактивность. Во время просмотра зрители с помощью приложения должны сделать выбор, который примет герой. Ориентированность на маленький экран смартфона вынуждает историю быть предельно лаконичной и незагроможденной персонажами, выдвигая на первый план вовлечение и соучастие зрителя, от которого, по идее, все зависит. Но сложная структура, изобилующая событийными ветвями, флэшбеками и всевозможными пересечениями, на самом деле дает лишь иллюзию выбора, который приведет к единственно верному финалу. Зато кликабельность такому проекту точно обеспечена.