Через двадцать лет после несчастного случая, произошедшего во время школьной пьесы и повлекшего за собой смерть исполнителя главной роли, учащиеся той же школы решили воссоздать неудавшуюся постановку, чтобы отдать дань памяти трагедии. Но в некоторых случаях прошлое лучше не ворошить.
В прокат выходит «Виселица» — очередной дешевый псевдодокументальный хоррор
Известно, что хорроры при желании можно снимать за очень небольшие деньги. Для этого на главные роли следует позвать пока никому не известную молодежь, а отсутствие качественных спецэффектов прикрыть трясущейся камерой и размазанной картинкой, сказав, что это просто жанр такой — псевдодокументалистика, found footage. Бюджет ленты «Виселица» составляет всего $100 000, картина уже собрала в прокате сумму, превышающую затраты в 22 раза. Впрочем, это совсем не значит, что «Виселица» — хороший фильм ужасов.
В 1993 году во время школьной постановки пьесы «Виселица» произошел несчастный случай: под юным актером Чарли, исполнявшим главную роль, провалился эшафот, и подросток погиб. 20 лет спустя в той же самой школе современные молодые люди по какой-то причине решают поставить тот же самый спектакль. Однако играющий главного героя Риз (Риз Мишлер) — на самом деле футболист, актерских данных у него нет, да и текст он запоминает с трудом. На участие в спектакле он согласился, поскольку по уши влюблен в исполнительницу главной роли и помощника режиссера Пфайфер (Пфайфер Браун). За день до спектакля друзья — Райан (Райан Шус) и Кэссиди (Кэссиди Гиффорд) — убеждают Риза, что его ждет провал и, соответственно, лучше всего будет забраться в школу ночью и разрушить декорации — в этом случае постановка просто не состоится. Когда подростки оказываются в темных школьных коридорах, двери вдруг начинают закрываться и открываться сами собой, раздаются странные звуки, мебель ездит по комнатам. А потом и вовсе выясняется, что за углом скрывается кто-то зловещий с петлей в руке.
Для начала — немного о хорошем. Фильм «Виселица» выделяется из потока низкобюджетных хорроров довольно любопытным сеттингом. Школы, в которых поселилось что-то ужасное, мы все, конечно, видели и раньше — но не в каждой из них имелась сцена с жутковатыми декорациями (одно фанерное дерево, напоминающее о «Сонной лощине» Бертона, способно вселить в сердце зрителя тревогу). В общем-то, на этом хорошее и заканчивается.
В остальном же «Виселица» — именно то, что вы ждете от дешевого ужастика. Актерские работы — так себе, а ведь чтобы испугаться за персонажа, надо проникнуться к нему сочувствием. Риз, играющий Риза, обладает модельной внешностью, зато, как и его герой, практически лишен актерских данных. В его исполнении и ужас, и отчаяние, и сомнения выглядят примерно одинаково — как недоуменная гримаса. (Обратите внимание, что имена персонажей «Виселицы» вообще соответствуют именам исполнителей ролей; возможно, это было сделано ради натурализма или для того, чтобы актеры не забывали, как их зовут в фильме.)
Сюжет вышел нескладным и дырявым. Разглядеть зло, разумеется, не дают — зато отдельные эпизоды показывают дважды, поскольку их якобы сняли и на портативную камеру, и — с немного другой точки обзора — на мобильный телефон. При этом объяснить, почему напуганные до полусмерти подростки продолжают снимать даже в критические моменты, по традиции невозможно.
Кстати, стилистика found footage, и без того порядком надоевшая, в случае с «Виселицей» кажется особенно неуместной. Если бы не она, зрители, возможно, больше бы разглядели и сильнее испугались бы. С другой стороны, в этом случае авторам картины пришлось бы, наверно, потратить на съемки бОльшую сумму.