Клаустрофобический хоррор. Величие Эйфелевой башни и роскошь бутиков, ароматы изысканной кухни и краски Елисейских Полей — это лишь саван, под которым скрывается настоящий Париж. Здесь, в бесконечных катакомбах, живут истинные владыки этого мира. Фильм «Париж. Город мертвых» стал седьмой совместной работой братьев Джона Эрика Даудла и Дрю Даудла.
Режиссер Джон Эрик Даудл не слишком успешно смешал хоррор с приключенческим фильмом.
И без того обширный список псевдодокументальных (то есть якобы снятых на мобильники, камеры наблюдения и другие оказавшиеся поблизости от событий устройства) хорроров пополнился еще одним наименованием. В российский прокат выходит лента «Париж: Город мертвых», постановкой которой занимался Джон Эрик Даудл, режиссер, уже работавший в данном жанре — именно он снял в 2008 году англоязычный ремейк нашумевшей испанской картины «Репортаж».
Главная героиня «Города мертвых» — обладательница двух ученых степеней, профессор некоего британского университета, историк и расхитительница гробниц Скарлетт (Пердита Викс). На ученого она, прямо скажем, не очень похожа — как и вообще на разумного человека. Для начала Скарлетт незаконно пересекает границу Ирана (причем сразу же после этого она начинает записывать видеодневник прямо на глазах у окружающих — и действительно, к черту конспирацию). На Ближнем Востоке девушка ищет некий код, способный привести ее к философскому камню. Код найден, и после его расшифровки Скарлетт понимает, что нужный ей артефакт находится в катакомбах под Парижем. За компанию она берет с собой бывшего бойфренда Джорджа (Бен Фельдман), оператора Бенджи (Эдвин Ходж) и тройку парижских диггеров — они по идее должны хорошо ориентироваться в подземельях. Все нацепляют на лбы камеры с фонариками и лезут в темноту.
В катакомбах довольно быстро начинают рушиться потолки, из коридоров выскакивают то культисты, то родственники и давние знакомые участников экспедиции. Скарлетт и ее попутчики скоро понимают, что оказались не где-нибудь, а в аду.
Тема прошлого, мучающего лирического героя в буквальном, физическом смысле, в искусстве раскрывалась неоднократно. Чтобы глубоко не копать, вспомним, например, Лема и призраков из «Соляриса», материализовавшихся при помощи разумного океана. Или вот, например, Пол У.С. Андерсон высказывался на примерно ту же тему в хорроре «Сквозь горизонт» 1997 года. То есть режиссер Даудл (являющийся, кстати, одним из соавторов сценария «Города мертвых») ничего нового не говорит — ни в рамках жанра, ни в глобальном смысле. Чтобы как-то прикрыть отсутствие новых идей, он подмешивает в хоррор элементы приключенческих лент — то есть пытается показать, что получится, если Индиана Джонс или Лара Крофт встретятся с исчадиями ада.
Сказать, что Даудл добивается удовлетворительного результата, было бы нечестно. Первая половина «Города мертвых» — это приключенческая лента с загадками, скрытыми знаками, расшифровкой текстов, написанных на древних языках, и прочими характерными атрибутами. Эта часть картины не слишком убедительна (историк Скарлетт ведет себя в музее как нерадивая школьница, заскучавшая на экскурсии), документальная манера съемки скорее не погружает в события, а мешает зрителю, кроме того, к спуску в катакомбы герои фильма готовятся, пожалуй, чересчур долго. Но приключенческая половина ленты все же смотрится выигрышно на фоне второй части — «страшной».
Ужасы у Даудла получились нелепыми и эклектичными — в кучу намешано все, что, по мнению кинематографиста, выглядит жутковато. Разглядеть их, впрочем, не получается — камера мечется как сумасшедшая. При этом надо отметить, что примерно с середины фильма Даудл вообще не думает о реализме — понять, на ком именно из героев висит устройство, фиксирующее отдельные сцены, невозможно. Скорее всего, и сам режиссер этого не знает. Впрочем, какой уж тут реализм, если кругом ад.
Кое-что Даудлу, правда, удалось — некоторые эпизоды вполне способны рассмешить аудиторию. Но это, наверно, вышло непреднамеренно. В целом же «Город мертвых», видимо, должен доказать зрителям, что в режиме от первого лица и спуск в ад, и приключения Лары Крофт выглядят не слишком увлекательно.