Фильм до сих смотрится отлично, даже если смотришь его в... дцатый раз. Дело в том, что после первого просмотра уже всё по сюжету знаешь, а удовольствие получаешь от того, как актёры исполняют роли, как режиссёр со съёмочной группой всё это вопиющее безобразие превращает в настоящее кино, и в течение всего фильма постоянно помнишь о справедливости.
По ощущениям восприятие «Формулы 51» немного напоминает эффекты знаменитого фильма Данелии «Не горюй!» (1969), поскольку и там, и тут имеется неиссякаемый фонтан позитива. Откуда что берётся? Есть догадки.
Например, выпускник университета в самом начале получает запрет на профессию и за несколько секунд из-за легкомыслия его жизнь делает кульбит, и в жизни Элмо МакЭлроя открываются перспективы, которых он себе никоим образом не желал и не планировал.
Это просто сказка: будто по щелчку пальцев намертво захлопываются двери, сквозь которые ты почти прошёл уже, а открывается проход туда, куда ты даже спьяну бы не сунулся...
Но ты сунулся, то есть тебя сунули. И молодой химик вместо престижной работы в уважаемой фирме ишачит на мафию, пока не находит формулу успеха. Применение этой формулы по силам только настоящему умнику, коим герой Джексона по условиям игры изначально и является.
Потом уже, разгуливая по британскому портовому городу в килте, этот афрошотландец весь фильм показывает нам чудеса применения интеллектуального оружия против криминальных авторитетов, привыкших, что против лома нет приёма. И не сомневавшихся, что пули решают то, что не могут слова, а преступления совершать можно, ибо кто не пойман, тот и не вор...
В финале зрители, уже привыкшие к дозе специфического юмора, обнаруживают, что прежние дозы приколов и неожиданностей были только разминкой. Кульминация наступает уже после того, как специфическое лекарство, исцелившее скинхедов от агрессивности, отлично справится с ревнивым бывшим боссом Ящером, прилетевшим в Ливерпуль из Штатов, чтобы лишить главного героя воли до конца его дней и доить ум и способности химика, пока всё не выдоит. Или пока сам дояр не лопнет.
Тут-то и становится понятно, почему так хорошо, что в напарниках у главного героя оказалась пёстрая криминальная компания. Опытные преступники заранее побеспокоились, чтобы главный герой не испачкался, когда навязчивый злодей оконфузится...
Финиш: кто ещё это достижение в жанре шкодного неонуара не видел, получит максимальное удовольствие от просмотра. Зрелищность в фильме без чрезмерностей, иногда нарочито скромная, но нет ни одного кадра, который позволил бы заскучать, а коротеньких эпизодов, от которых у зрителя хохот или хотя бы рот до ушей, полным-полно.
Поскольку фильм фактически стал шикарным бенефисом отличного актёра, он царит в кадре, а его партнёры и противники все поголовно отлично смотрятся и классно живут жизнями своих персонажей. В фильме есть настоящее кинематографическое волшебство: забываешь, что видишь актёров — просто наслаждаешься.
Оригинальность на высоком уровне — кинобурлеск относится к редким достижениям, неонуар — тоже не часто встречается, особенно такого высокого качества. А финал с раскрытием секрета шотландского килта и тайны замка с крикетным полем перед фасадом...
Общее впечатление: фильм — классика жанра. О серьёзном и важном для каждого человека говорят неподобающе, не тем тоном и не теми словами? Это бурлеск! В этом фильме так делать можно и даже нужно.