Этот забористый психологический триллер выдал в 2004-ом году очень продуктивный на кинохиты в начале своей карьеры, но в последнее время сдающий позиции, американский режиссер Ди Джей Карузо («Море Солтона», «Паранойя») по одноименному роману Майкла Пая.
Действие фильма начинается в 1983-ем году, когда в одном из пригородных автобусов Канады знакомятся двое парней. Разговорившись по душам они решают продолжить свое путешествие вместе на автомобиле, а когда он ломается, один из них намеренно толкает другого под колеса проезжающей мимо машины, затем, разбив его лицо до неузнаваемости, он забирает все его личные вещи и скрывается.
Далее события фильма разворачиваются спустя 20 лет в Монреале, где на строительной площадке обнаруживают труп молодого человека. Это дело расследует специальный агент ФБР Иллиана Скотт, которой удается обнаружить связь между несколькими нераскрытыми убийствами, тянущимися как раз с 83-его года. Всё дальше и дальше раскапывая это дело и собирая по нему зацепки, Иллиана выходит на след опаснейшего маньяка, который убивает своих жертв, для того, чтобы проживать их жизни, причем он непросто забирает их вещи, он еще и живет в их квартирах, и даже платит за них налоги. Но почему он это делает и кто он, Иллиане еще только предстоит выяснить.
В 90-ых в жанре детективного триллера безусловными шедеврами и особняком стояли, конечно же, «Молчание ягнят» Джонатана Демме и «Семь» Дэвида Финчера, и в этом ключе позднее было снято тоже много хороших фильмов, «Целуя девочек» Гэри Фледера, «Власть страха» Филиппа Нойса, «И пришел паук» Ли Тамахори, «Амнезия» Филиппа Кауфмана, и «Забирая жизни» Ди Джея Карузо — один их моих горячо любимых представителей этого, увы, увядшего на сегодняшний день жанра. Про сюжет таких лент, конечно, лучше ничего не знать и даже не подозревать, весь кайф от них в манипуляции режиссера твоим вниманием, это своеобразная игра, где тебя постоянно пытаются запутать, подкидывая всякие отвлекающие от сути фишки, и что самое забавное, истинное наслаждение от подобных фильмов ты получаешь только, если в этой игре проигрываешь режиссеру.
Я не поклонник актерского таланта Анджелины Джоли («Угнать за 60 секунд», «Джиа») и считаю её актрисой крайне однотипной в своих образах соблазнительных и роковых женщин, но есть ряд фильмов с её участием, в которых она всё же избегала клише, но эти работы почему-то малоинтересны массам. Вот и в этом фильме сыграла она свою детектившу Иллиану Скотт уверенно и достойно, а в прокате лента провалилась с треском. Компания к ней подобралась тут, конечно, тоже первоклассная, Итан Хоук («Реальность кусается»), Кифер Сазерленд («Зеркала»), Джина Роулендс («Ключ от всех дверей»), Оливье Мартинес («Неверная»), Чеки Карио («Доберман») и особенно запомнился мне в небольшой, но знаковой роли Пол Дано («Нефть»), один из моих любимейших актеров молодого поколения, которого я заприметил именно после этого фильма и слежу за его карьерой пристально. Всем поклонникам хороших и крепких детективов, умеющих пощекотать нервишки и поводить за нос, рекомендую этот замечательный фильм к скорейшему просмотру.