Если...: постер
5.5
19681 ч. 51 мин.
драма

О чем фильм

Сюжет фильма «Если...»

Анархическая провокация, нацеленная на британское общество конца 60-х, моделью которого послужила закрытая школа-интернат для мальчиков. Еще до прославленного «Заводного апельсина» Малкольм Макдауэлл выглядел чертовски убедительно в роли нигилиста Мика Трэвиса, в компании одноклассников подрывающего любые авторитеты и, в итоге, безжалостно уничтожающего драконовскую диктатуру. Отважно мешая цветное изображение с черно-белым, а фантазии – с реальностью, «Если...» остается одним из самых отчаянных бунтарских воплей в истории кино. Фильм получил Гран-при Каннского фестиваля в 1969 году и вошел в список ста лучших британских фильмов по версии Британского киноинститута (12-е место).

Ваша оценка
Вы поставили:
Возрастные ограничения
16 +
IMDb
7.4

Премьера

19 декабря 1968 (Мир)
Рейтинг MPAA
R
Официальный слоган
Which side will you be on?
Российский слоган
На чьей стороне будешь ты?
Показать полностью

Рецензии и отзывы к фильму

1
Тарас no

Конец 1950-х и начало 1960-х в европейском кино были ознаменованы всплеском так называемых новых волн. В разных странах возникали целые плеяды молодых режиссеров, пришедших со свежими идеями и отбросивших большинство авторитетов прошлого и современного. Но если, скажем, во Франции, Чехословакии или Советском Союзе в фильмах нового образца доминировала форма и визуальные решения, то англичане выстрелили залпом социально острых лент, в которых отчетливо прослеживались протестные настроения и критика многовековых устоев британского общества. За эту резкость с легкой руки одного театрального критика движение получило название «рассерженных молодых людей». Одним из ярких представителей которых был Линдсей Андерсон, начавший карьеру с социальных документалок, а позже дебютировав в игровом кино с жесткой и бескомпромиссной картиной «Такова спортивная жизнь».

Вторую свою работу режиссер посвятил уже проблемам образования, вернее закрытым школьным сообществам и царящим там порядкам. Действие фильма происходит в престижной милитаризированной школе для мальчиков, жизнь в которой построена по принципу армейской части и является моделью всего общества. Есть «деды», приближенные к руководству, есть новобранцы и аутсайдеры, которых грубо заставляют принимать действующие порядки, а есть те, кто держится середины. Большинство из них предпочитает отмалчиваться и шестерить у «дедов», но случаются и те, кто наивно желают дышать свободой в затхлой школьной атмосфере. Руководство предпочитает произносить пафосные речи, а учителя — раздавать подзатыльники. Но ни те, ни другие особо не вмешиваются во внутреннюю кухню школьников, давая «полицаям» лицензию на самосуд во имя мнимых благих целей. Но то, что для кого-то Родина, для других лишь клочок шерсти на соске.

Смелый для своего времени фильм Андерсона сумел стать звеном в киноцепочке знаковых картин о проблемах европейских школьников, которую начали Жан Виго («Ноль за поведение»), Франсуа Трюффо («Четыреста ударов») и завершил Стэнли Кубрик («Заводной апельсин»). Фильмы условной тетралогии ужесточались от фильма к фильму, прослеживая все стадии школьного и социального аутсайдерства. Если параллели с великими французами лежат на поверхности, то связь с вышедшей спустя три года лентой Кубрика во внутренних мотивах и в личности главного героя. Внимательный зритель не может не заметить насколько много общего у героев МакДауэлла в обеих фильмах. Настолько, что Алекса Деларжа можно считать эволюционировавшим (или инволюционировавшим?) преемником Майкла Тревиса.

У Андерсона он только начинает ожесточаться, вступая в первые конфликты с обществом. Насилие, несмотря на жестокую, но довольно сюрреалистичную концовку, пока не приобрело приставку «ультра», а кисы соглашаются на старый-добрый «сунь-вынь» почти добровольно. Музыкальные интересы еще не охватили Людвига Вана, но классика на патефоне уже звучит. Остались еще обломки морали и элементы уважения к старшим, да и дружкам еще далеко до одетых по последней моде отморозков в белом из футуристического Лондона Кубрика. Майкл развешивает постеры с интернациональными революционерами, осваивает повадки хищников и выдает в себе начинающего ницшеанца, вскользь рассуждая о войне, как о главной творческой силе человечества. «Если…» условно можно поделить на две части. В первой режиссер немного иронично рассуждает о подавлении личности в репрессивной системе, где не разрешают носить длинные, почти битловские прически, но прикрывают глаза на табак и алкоголь в укромных местечках кампуса. По-настоящему жестокий момент в фильме всего один, после которого и происходит слом в психологии героев, остальные же, в том числе и финальная резня, исполнены в сюрреалистическом ключе и несут непроизвольный оттенок комичности. Завершает же фильм режиссер размышлением о проблематике бунтарей без цели, развенчивая романтический ореол мучеников, сложившийся в начале фильма и намекая, что если революция и созрела, то делать ее, увы, некому. Симптоматично, что фильм получил Золотую пальмовую ветвь на следующий год после майских волнений 1968 года во Франции, что можно считать первым шагом к деромантизации смутных идеалов революции ради революции.

Некоторая мягкость Андерсона вполне объяснима тем, что «рассерженные» британцы к 1968 году уже успели немного спустить пар, и попытались посмотреть на ситуацию под другим углом. Режиссер уже не принимает ничью сторону, пряча отсутствие позиции за остроумием и не всегда оправданным сюрреализмом. Если же продолжать аналогии с «Заводным апельсином», то можно сказать, что если последний был настоящей диссертацией на тему насилия, жестокости и общественных пороков, то фильм Андерсона можно считать только старательной и талантливой дипломной работой на эту же тему. Все же глубины и умения смотреть в корень ему порой недостает, хотя в фильме достаточно интересных и новых идей, которые, к сожалению, не были собраны твердой режиссерской рукой в рамках четкой концепции. Выразительные эпизоды чередуются с необязательными, темп повествования неровный, а использование ч/б кадров вперемешку с цветными съемками объяснимо только с производственной точки зрения. В историческом контексте «Если…» ценен, прежде всего, позицией создателей, так громко заявивших обществу о том, что в школьных королевствах все далеко не так идеально. И хотя определенные художественные недочеты у фильма имеются, ругать его сложно, ведь за смелость и открытие миру дьявольской ухмылки Малкольма МакДауэлла простить можно многое.

0
«Кино Mail» представляет вашему вниманию информацию о фильме Если... (If...., 1968): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Если.... Также вы можете посмотреть трейлер к фильму Если..., получить информацию об авторе сценария и режиссере фильма.

Статьи о фильме

Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»

От «Курьера» до «Дрянных девчонок»: топ-50 лучших фильмов про подростков

Кино и подростки, кажется, были созданы друг для друга. И эта совместимость выражается не только в составе очередей к кассам кинотеатров, но и в кинолентах, посвященных этому непростому и удивительному возрасту. Перед вами — лучшие фильмы про подростков
Григорий Верник на премьере сериала «Урок», фото: пресс-служба

Сын Игоря Верника опубликовал фото с матерью

Сын народного артиста РФ Игоря Верника показал свою мать. Актер Григорий Верник снялся с родительницей, положив ей голову на плечо. Он поделился редким семейным фото в Instagram (владелец компания Meta признана
Ника Здорик на премии АПКиТ, фото: пресс-служба

Звезда сериала «Ландыши» похвасталась покупкой квартиры в Москве

Звезда сериала «Ландыши» Ника Здорик похвасталась покупкой квартиры в Москве. Актриса призналась в соцсетях, что для нее это многое значит. По словам знаменитости, она семь лет мечтала о собственном жилье. «Я
Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь»

В личном дневнике Людмила Гурченко раскрыла секрет успеха «Карнавальной ночи»

В дневниках актрисы и певицы Людмилы Гурченко удалось найти ее взгляд на то, в чем мог крыться секрет популярности фильма «Карнавальная ночь». Отрывок из дневника звезды за 2003 год опубликовало издание mk.ru.
Эмир Кустурица

Кустурица работает над романом «Как я не снял “Преступление и наказание”»

МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Сербский сценарист и режиссер, председатель жюри 45-го международного студенческого фестиваля ВГИК Эмир Кустурица рассказал о том, что пишет роман «Как я не снял “Преступление и
Кадр из сериала «Метод» (2 сезон)

Где снимали сериал «Метод»: ключевые локации 1-го, 2-го и 3-го сезонов

Главная героиня — выпускница юрфака Есения (Паулина Андреева) — мечтала работать с загадочным следователем Родионом Меглиным. Он мастерски раскрывал дела о серийных убийцах, но при этом никто не знал, в чем
Вадим Демчог

Звезда «Интернов» Вадим Демчог о своей необычной коллекции: «Маски — это порталы»

Актер, звезда сериала «Интерны» Вадим Демчог рассказал в интервью «Газете.Ru» о своей необычной коллекции. По словам артиста, его вдохновляет масочная культура. «Маски, которые я коллекционирую со всего мира, —
Владимир Стеклов

СМИ: народного артиста России Владимира Стеклова экстренно прооперировали

Народного артиста России Владимира Стеклова экстренно госпитализировали после жалоб на ухудшение самочувствия, ему потребовалась операция. Об этом пишет Telegram-канал Mash. Сообщается, что врачи
Леандро Лима / фото: соцсети

Известный актер случайно наглотался бензина при заправке и попал в больницу

Бразильского актера Леандро Лиму госпитализировали после того, как он случайно наглотался бензина при заправке. О случившемся он рассказал на своей странице в социальной сети Instagram (владелец компания Meta
Эмир Кустурица

Кустурица объяснил спад интереса к авторскому кино проблемами дистрибуции

МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Сербский сценарист и режиссер Эмир Кустурица считает, что снижение интереса к авторскому кино связано прежде всего с трудностями его распространения. Таким мнением он поделился на
Адель

Deadline: Адель дебютирует в качестве актрисы в фильме Тома Форда

НЬЮ-ЙОРК, 13 ноября. /ТАСС/. Британская певица Адель впервые появится на большом экране, сыграв в фильме «Плач к небесам» американского режиссера Тома Форда. Об этом сообщил портал Deadline со ссылкой на
Никита Михалков

Михалков указал на дефицит фильмов о семейных ценностях

ОМСК, 13 ноября. /ТАСС/. Современному кинематографу не хватает картин, отражающих подлинные семейные ценности. Таким мнением в беседе с ТАСС поделился народный артист РФ режиссер Никита Михалков. «Дефицит
Александр Обласов

Актер Обласов: темы Донбасса и СВО раскроются в кинематографе после победы

ДОНЕЦК, 12 ноября. /ТАСС/. Осмысление в кино истории Донбасса и специальной военной операции станет возможным после победы России. Такое мнение высказал ТАСС актер театра и кино Александр Обласов перед встречей
Иван Фирсов в сериале «Шаман»

Причиной смерти Ивана Фирсова стал рак

МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Причиной смерти российского актера Ивана Фирсова стало онкологическое заболевание. Об этом сообщила ТАСС его жена. «Причиной стал рак», — сказала она. Актер умер 10 ноября, ему было
Игорь Акинфеев

Акинфеев назвал ТАСС любимый фильм

МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Вратарь футбольного клуба ЦСКА Игорь Акинфеев является большим поклонником советского кинематографа, его любимый кинофильм того времени — советская сказка народного артиста РСФСР