Существует отдельный тип фильмов ужасов и триллеров, в которых зрителей пугают не мистическими потусторонними силами, а вполне себе реально существующими и представляющими опасность акулами. Однако далеко не все, что показывают о них в кино, – правда.
Кинематографисты любят преувеличивать размеры морских хищников, показывая на экране виды акул, которых не существует в современной реальности. Так, например, сразу в трех фильмах – «Мег: Монстр глубины» (2018), его сиквеле «Мег 2: Бездна» (2023) и не связанном с ними фильме «Мегалодон» (2023) – главными антагонистами являются не простые акулы, а чудом дожившие до наших дней мегалодоны, которые, действительно, могли достигать гигантских размеров, однако в реальности все же давно являются вымершими.
В фильме «Глубокое синее море» (1999) в результате научных экспериментов акулы обретают способность разумно мыслить и продумывать хитроумные планы мести людям, но на самом деле их мозг вовсе не уникален и не способен на сложные мыслительные процессы.
В драматическом триллере «Отмель» (2016) главную героиню, случайно оказавшуюся рядом с тушей мертвого кита во время серфинга, начинает преследовать акула, переключившаяся на новую жертву. Однако в реальности морские хищники точно не предпочтут крупной добыче более мелкую – человека – и не оставят место своего пиршества, пока не покончат с едой. Хотя приближаться к акулам в этот момент все же не стоит.
Почему акулы как монстры в кино так популярны? И какой фильм про акул является самым культовым? Ответы ищите в нашем специальном разделе.
Как и любой триллер, фильмы об акулах вызывают у зрителей чувство напряжения, волнения, которые увлекают во время просмотра и захватывают дух. Когда «врагами» в таких картинах предстают реально существующие животные, это оказывает значительный эффект: зрителю проще дается погружение в историю и сопоставление себя с героями. Кроме того, фильмы о выживании среди акул позволяют представить, как нужно действовать в аналогичной ситуации – это дает нам ощущение собственной безопасности и готовности к экстремальной ситуации.
Фильм Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), снятый по одноименному роману Питера Бенчли, стал одним из первых фильмов ужасов об акулах и заложил основу для всего жанра. Лента также положила начало крупной франшизе, в которую вошли еще три картины – «Челюсти 2» (1978), «Челюсти 3» (1983) и «Челюсти 4: Месть» (1987), – а также несколько видеоигр и даже тематических аттракционов. Однако именно первый фильм заслужил статус культового и до сих пор является образцовым для жанра.