О чем все это
После очередного покушения на его жизнь загадочный предприниматель Жа-Жа Корда решает восстановить прервавшиеся годы назад отношения с дочерью Лизл, чтобы передать ей семейный бизнес. Лизл, планировавшая посвятить жизнь служению Богу, соглашается на предложение отца, поскольку считает, что так сможет принести пользу человечеству (в частности, она планирует убедить Корду отказаться от использования рабского труда). Вместе папа и дочь отправляются в Финикию, где Жа-Жа работает над каким-то крупным проектом, встречаются с инвесторами, проходят через различные испытания (от крушения самолета до встречи с террористами) и постепенно учатся видеть друг в друге людей.
Зачем смотреть
«Финикийская схема» — классический поздний Уэс Андерсон с характерным юмором, геометрически выверенными кадрами, невероятными цветами и обилием визуальных деталей, как просто интересных, так и значимых с точки зрения сюжета. Кто-то, возможно, вспомнит, как Андерсон подготовил для «Королевства полной луны» шесть несуществующих в действительности книг, а потом еще и экранизировал каждую из них. На этот раз кинематографист пошел еще дальше, задействовав в съемках реальное художественное произведение — подлинник картины Ренуара.
Еще одно характерное свойство лент Андерсона — обилие звезд, многие из которых работали с режиссером и ранее; «Финикийская схема» — не исключение. Исполнившего роль Корды Бенисио Дель Торо аудитория уже видела во «Французском вестнике», сыгравшую кузину главного героя Скарлетт Йоханссон — в «Городе астероидов». Билл Мюррей, которому на этот раз досталась крохотная, но запоминающаяся роль, и вовсе снимается у Андерсона с 1990-х.
Впрочем, есть, скажем так, и свежая звездная кровь: по обыкновению эффектный Бенедикт Камбербэтч играет антагониста (отметим, справедливости ради, что актер ранее уже сотрудничал с Андерсоном в рамках проекта, подготовленного для Netflix), Шарлотта Генсбур появляется в образе матери Лизл, но проводит на экране в общей сложности несколько секунд.
Почему можно не смотреть
Зрители, которых раздражали предыдущие работы Андерсона, обнаружат ровно те же поводы для раздражения и в «Финикийской схеме». Вышеупомянутый характерный юмор, для описания которого в английском есть слово deadpan, скорее ограничивает актеров: какая бы дичь ни разворачивалась в кадре, всем им приходится сохранять предельно невозмутимые лица. Более того, часть шуток (взять звезду с узнаваемым лицом, приделать к этому лицу смешную бороду; ввести в сюжет незначительного персонажа по имени Рейган, выдать ему кеды, бейсболку, баблгам и шоколадку Hershey’s) в целом соответствует уровню КВН.
Избыток деталей утомляет, сбивает с толку и превращает повествование в орнамент из замысловатых завитушек. Наконец, желание Андерсона ошарашить приводит к тому, что он начинает фильм, сразу же оторвав полтела персонажу, про которого зрители ничего не успели узнать.
Да, здесь есть в том числе и удачные остроты. Да, Андерсон успевает-таки обрисовать за полтора часа два условных, но ярких характера (Жа-Жа и Лизл). Да, в «Схеме», как и во многих предыдущих лентах автора, есть панчлайн — ближе к финалу Миа Триплтон (дочь Кейт Уинслет, сыгравшая Лизл) лаконично и исчерпывающе высказывается на тему отношений с богом. Но складывается ощущение, что чем дальше, тем глубже положительные свойства лент Андерсона тонут в море из декоративных элементов.
И последнее: если уж смотреть нового Андерсона, то обязательно с субтитрами — дубляж наверняка испортит просмотр, даже если речь идет о самой лояльной аудитории.