Интересное с ММКФ: нежное драмеди, открывающее новые имена

В рамках конкурса «Русские премьеры» состоялся показ лирического драмеди о взрослении — рассказываем, какие актуальные для подростков (и не только) темы затрагивает лента «Хуже всех»
Редактор Кино Mail, кинообозреватель

О чем фильм «Хуже всех»

Кадр из фильма «Хуже всех»
Кадр из фильма «Хуже всех»

16-летняя Ксюша Субботина переживает непростой период. Впереди — выпускной и неизвестность. Дома — расклеенная мама, которая не может смириться с тем, что папа ушел к другой. В школе все еще хуже — злые одноклассницы во главе с королевой класса Светой Барановой дразнят Ксюшу из-за полноты, а прослушивание на «последний звонок» оборачивается полным провалом прямо на глазах у краша Погуляева.

Позорное видео моментально становится предметом новых издевательств, и в порыве отчаяния школьница записывает другое, еще более «кринжовое» — от имени дерзкой и раскрепощенной Жирухи, которой наплевать на чужое мнение. Ролик набирает тысячи лайков, у Ксюши появляются фанаты, и даже Погуляев проявляет к ней интерес. Но все это заставит девушку осознать, что чем больше популярность — тем больше и ответственность.

Зачем смотреть

«Хуже всех» — озорное и ироничное драмеди о нежном возрасте, история взросления, затрагивающая актуальные и волнующие подростков во все времена темы, включая буллинг, неуверенность в себе, хрупкость школьной дружбы и поиски ориентиров.

Выпускница ВГИКа Александра Кармаева, учившаяся режиссуре у Владимира Меньшова, снимает свой дебют с присущей молодому кино легкостью и непосредственностью, делая реверанс в сторону советской школьной классики отсылками к «Розыгрышу». Однако здесь нет ключевых для тех лент фигур взрослых — мудрых учителей и наставников, как в «Чужих письмах» или «Доживем до понедельника». Зато есть родители, чья неспособность договориться между собой отражает тему инфантильности старшего поколения, когда по-настоящему взрослым приходится быть ребенку.

Кадр из фильма «Хуже всех»
Кадр из фильма «Хуже всех»

Охваченную печалью и ревностью маму, потерявшую чуткость к собственной дочери, со своей неизменной органичностью играет Евгения Добровольская. Бестактно брошенная ее героиней в общей массе «заботливых» слов фраза — «похудеть не мешало бы» — важная деталь, выхваченная авторами, то самое, что предательски укореняется в незрелом сознании и формирует у юного человека восприятие себя, мешая ему отстаивать собственные границы.

Разговор о принятии себя и своего тела становится здесь главным, и в этом плане ленту хочется похвалить как убедительное подростковое бодипозитивное кино. В немалой степени это заслуга еще одной дебютантки, Риммы Латышевой, набравшей для роли Ксюши десять килограмм, — актриса не боится быть в кадре смешной, очаровательно неуклюжей и уязвимой.

Отдельно хочется упомянуть Софью Аржаных, сыгравшую классическую школьную антигероиню Баранову, — запомнившаяся еще в «Цикадах» своей хрупкостью в сочетании с внешней непроницаемостью, актриса уверенно претендует на роль нашей Дженны Ортеги.

Почему можно не смотреть

Кадр из фильма «Хуже всех»
Кадр из фильма «Хуже всех»

Стараясь охватить объемный пласт проблем и чувств, с которыми сталкивается подросток, авторы все же остаются в рамках лирического, сентиментального повествования, не углубляясь, к примеру, в затронутую, но совершенно не раскрытую тему селфхарма. Этот важный и остро болезненный вопрос не заслуживает такого поверхностного отношения. В то же время доступность, с которой картина доносит свою мораль, в какой-то момент выливается в излишнюю прямолинейность.

Кроме того, большинство героев, как это часто бывает, написаны крупными мазками, но особенно обидно за того самого краша Погуляева — видно, что талантливому фрешмену Миките Воронову хочется разгуляться пошире. При этом некоторые линии кажутся, напротив, необязательными и делают ленту немного затянутой.