О чем все это
Старый столяр Джепетто работает в древнем итальянском городке и в одиночку воспитывает маленького мальчика Карло. Они живут душа в душу, их связь кажется неразрывной, но все разрушает трагический случай. Карло, помогавший отцу устанавливать распятие в церкви, погибает от случайно сброшенной на нее бомбы. Безутешный старик на годы уходит в запой. Над могилой за это время вырастает сосна, которую Джепетто однажды в пьяном угаре срубает и изготавливает деревянного человечка. Проспавшись, мастер с ужасом обнаруживает, что кукла разговаривает, лихо скачет по комнате и вообще страшно жизнерадостна. И хотя Пиноккио еще совсем ничего не знает о мире, все вокруг приводит его в полный восторг. А старик не знает, что душу в куклу вложил демон.
Зачем смотреть
Потрясающая художественная анимация в своеобразном стиле с невероятной интерпретацией всем известной детской сказки. «Пиноккио» Карло Коллоди и его советский вариант «Буратино» Алексея Толстого выдержали множество экранизаций и постановок, но даже самые глубокие из них были все-таки поучительными сказками для детей. Они рассказывали о том, что учиться лучше, чем бездумно развлекаться, что за лестью прячутся воры, что деньги не растут на деревьях, а скучные советы старших часто оказываются правдой. Все это есть и у Гильермо дель Торо, но теперь это сказка для взрослых, и темы стали куда серьезнее: жизнь и неизбежность смерти, отношения отцов и детей, человека и Бога, человека и демонов. И ужасы войны и фашизма.
Почему можно не смотреть
Это весьма мрачный и пугающий, как по атмосфере нарисованного мира, так и по содержанию фильм. Уж точно не для детей младшего возраста. А подросткам он может показаться скучноватым, хотя пищи для размышлений даст с лихвой. Особенно об отношениях с родителями и мечтах о шоу-бизнесе. Опасно то, что дель Торо сам предстает таким прекраснодушным деревянным человечком, задающим наивные вопросы и отвергающим то, что не имеет простого приятного ответа. Раз в мире существует зло, война и фашизм — значит, Бог плохой и вообще его нет. Другое дело демоны — они способны утешить и помочь.
О войне и фашизме дель Торо, как и многие, говорит очевидные и банальные вещи. Все это верно, но бороться с Муссолини в 2022-м совсем не то же, что в 1922-м, когда Бенито стал премьером Италии. И осталось не очень понятно, с чего вдруг Пиноккио решил так резко против него выступить. Если только для отместки своему импресарио, то это слишком продуманное и политизированное высказывание.