О чем все это
Брутальный социальный триллер-боевик с элементами философской притчи от одного из самых интересных и скандальных русских режиссеров наших дней. Юрий Быков стал известен по таким социальным драмам как «Майор» и «Дурак», где реализм мрачных сторон жизни обычных людей не переходит в бредовое кликушество. Скандальную славу ему принес сериал «Спящие», оскорбивший чувства российской оппозиции. Фильмом «Завод» он как бы возвращается в ее ряды, демонстрируя беспросветность отечественного провинциального бытия и преступность властей.
Зачем смотреть
Прежде всего, это прекрасный триллер, напряжение в котором начинается с первых кадров и непрерывно нарастает почти до конца фильма. Крайне мрачная обстановка подчеркнута долгой темнотой, бесконечным дождем, зловещим фантастическим нутром старого советского завода с кафкианским нагромождением мощного железа — станков, механизмов, каких-то станин и лабиринтом разноуровневых переходов. Потом это все сыграет решающую роль в боевой сцене — блестяще снятой, способной поднять картину в ряд лучших реалистичных боевиков. Если бы такая сцена была не одна.
Почему можно не смотреть
Русское «серьезное» кино так и не может преодолеть своего высокомерия к «низкому» жанру боевика, даже вроде бы в нем выступая. Боевик без финальной «главной драки»? С наивными и невнятными философствованиями вместо нее? Нет, так это не работает. У Быкова был шанс снять практически русского Рэмбо: главный герой — ветеран боевых действий из горячей точки, решивший разобраться с негодяями из местных заправил. И если бы он больше действовал, а меньше рассуждал — это дало бы зрителю гораздо больше эмоций, пищи для рассуждений и собственных экзистенциальных выводов, чем разжевывание банальностей словами. Тем более, в деталях Быков неаккуратен. По сценарию, плохие парни закрывают завод ЖБИ потому, что на его продукцию нет спроса. Серьезно, сейчас в России есть проблема со сбытом ЖБИ?