Выходит новая комедия о приключениях школьника, придуманного создателем Астерикса.
Николя — младшеклассник, придуманный французом Рене Госинни (одним из создателей комиксов об Астериксе) еще в 1950-х. В 2009-м на экраны был выпущен полнометражный фильм о приключениях этого мальчика. Теперь же в прокат выходит сиквел — примечательно, что главного героя в нем играет новый юный актер, а вот родители остались теми же.
На этот раз речь идет о том, как Николя (Матео Бойсселье) вместе с мамой (Валери Лемерсье) и папой (Кад Мерад) во время летних каникул отправился отдыхать на море. К семейству по настоянию мамы (и к ужасу папы) присоединяется еще и бабушка Меме (Доминик Лаванан). Дома у Николя осталась подружка, которой он обещал писать письма. Удивительно, но ребенок даже оказывается в состоянии сдержать это обещание — несмотря на то что на курорте у него заводятся многочисленные новые друзья, с которыми он прекрасно проводит время. Однако чуть позже в жизни Николя появляется Изабель (Эрья Малатье), дочь давнего папиного приятеля, также приехавшего с родственниками к морю. Поначалу молчаливая девочка с постоянно вытаращенными глазами пугает героя — но затем дети находят общий язык и становятся друзьями не разлей вода. Между тем взрослым даже во время отпуска приходится выяснять отношения — получается, что весь фильм дети резвятся на фоне вполне взрослых проблем.
Прежде всего нужно отметить, что «Каникулы маленького Николя» — комедия очень европейская. Довольно сложно представить, что так будут шутить создатели мейнстримовых голливудских комедий. Юмор здесь скорее напоминает, например, о старых лентах с де Фюнесом или Ришаром, а то и вовсе о серии картин с участием квартета «Шарло». И да, «Каникулы» — это лента во всех смыслах несовременная. Дело тут не только и не столько в том, что события разворачиваются полвека назад. Просто такое идеализированное представление о детстве, которому даже распри взрослых не особо мешают, в современных картинах увидишь нечасто.
Но именно в этом-то и кроется основная проблема. Дело в том, что в схожем жанре работает Уэс Андерсон — и работает гениально. Его лента «Королевство полной луны», исчерпывающее высказывание на ту же тему (дети, которых замученные бытом взрослые оставляют наедине с собственными проблемами), вышла в 2012-м — то есть через три года после предыдущей картины о маленьком Николя и за два года до «Каникул». На этом фоне новый французский фильм смотрится довольно блекло.
Да, в «Каникулах» тоже присутствуют довольно гротескные сюжетные повороты (в том числе и один довольно неприятный — связанный с гостиничным душем) и в меру эксцентричные персонажи. Да, здесь есть забавные, ехидные и саркастичные сцены. Да, это тоже, в общем-то, кино скорее для взрослых, но в нем, как и в «Королевстве», нет ничего, что могло бы всерьез отпугнуть детей. Но в «Каникулах» также не хватает точности Андерсона и присущей ему светлой грусти. Французская лента — это как будто бы вариант той же истории для бедных: вроде бы многие элементы на месте и иногда даже смешно, но чего-то важного не хватает.