«Как узнать своих святых» — ностальгично-драматичная лента 2006-ого года от тогдашнего дебютанта в кино прекрасного и талантливого американского постановщика Дито Монтиеля («Бой без правил», «Опасный квартал»), снятая им по его же собственному сценарию, в основе которого лежит одноименная автобиографическая книга Монтиеля.
Эта история начинается с того, как уже известному писателю Дито, живущему в Лос-Анджелесе звонит мать и сообщает, что его отец при смерти. На мужчину сразу нахлынули былые воспоминания о не простом детстве, проведенном в 80-ых в не особо благополучном районе Нью-Йорка под названием Астория, о лучшем друге Антонио, с которым они были «не разлей вода», но в итоге их дороги круто разошлись, о собственном отце, которому не было дела до сына, и который ничего не делал, чтоб вытащить свою семью из неблагополучной обстановки, и о своем побеге из дома, позволившем Дито выжить и стать тем, кем он стал. И вот теперь впервые за долгие годы Дито принимает решение вернуться домой и встретиться со своим прошлым.
Эта дебютная и во всех отношениях авторская работа Дито Монтиеля остается и по сей день пока что его лучшей. Довольно редко в современном кинематографе попадаются столь искренние и проникновенные истории, позволяющие не просто отвлечься на полтора часа, а полностью влезть в состояние главного героя, ощутить его переживания и ту мощную силу прошлого, от которого никто и никогда еще не убегал, оно с тобой повсюду, его влияние, люди с которыми ты пересекался и драматичные события, все это отражено в твоих поступках, словах и привычках. Почти документальная манера съемки и замечательные актерские работы придают этой ленте еще большей жизни и заставляют активно размышлять, предаваться горько-сладкой ностальгии, грустить, улыбаться, чувствовать всё очень остро.
Молодые звезды Шиа Ла Баф («Самый пьяный округ в мире», «Триумф»), Ченнинг Таттум («Клятва», «Супер Майк»), который, кстати, позднее снялся еще в двух фильмах Монтиеля и Мелани Диаз («Перемотка»), наряду с маститыми и опытными Чеззом Палминтери («Пули над Бродвеем»), Эриком Робертсом («Поезд-беглец»), Розарио Доусон («Детки»), Дайан Уист («Родители») и Робертом Дауни младшим («Впритык») создали на экране воистину жизненную и проникновенную историю, равнодушным к которой, может остаться только законченный циник и сноб. Настоятельно рекомендую к просмотру всем кому за 30 и кто сумел сохранить в себе светлое, не смотря на весь негатив вокруг.