Необычная ловля на живца, при контроле психолога, миллионера и частного детектива. Ловля на живца. Приманка. «Козочка», как переводится фильм в оригинале. Козочка, выпущенная из стада и приведшая прямиком в волчье логово.
Метафора? Отнюдь. Просто иносказательный смысл происходящего. И кем показан! Неудачниками! Людьми, которых часто сначала высмеивают в комедиях, а потом им же сценарист и режиссёр помогают. Причём, делают это так, что зрителю становится любопытно и интересно. Он начинает болеть, сопереживать и желать, чтобы у неудачников всё получилось. Неудачники. Сложный, многослойный народ, считающий, что многое в этой жизни для них закрыто, опущено и недосягаемо. Но так ли это? Возможно, что и нет. Ведь они бросают свои попытки в каком-нибудь шаге от настоящего успеха, потеряв терпение, веру в себя и в свои силы. Психология.
Но, если бы так снимали комедии, то Зигмунд Фрейд бы отдыхал. Нет, тут нужен был другой подход. Ироничный. Плюс лёгкая детективная история и отсутствие полного понимания в своём невезении (герой Пьера Ришара). И цель — поиск таинственно пропавшей девушки-неудачницы. Направление — неизвестно. Мотивы похищения — не ясны. Личности похитителей — не установлены. Но есть психология, нестандартный подход и уверенность в своей абсурдной идее.
На момент выхода фильма «Невезучие» Пьер Ришар снимался в кино уже более 20 лет (с 1958-го с мелких ролей, до крупных и главных, пришедших к нему в 70-х). Но не мог он, кроме ленты «Побег», похвастаться своими дуэтами. Если не считать женщин, то таковых — просто не было. Жерар Депардье, сыгравший в «Невезучих» роль частного детектива, принявшего участие в психологическом абсурде, стал для него не только партнёром, но и хорошим другом в жизни. Что, кстати говоря, не так уж и редко встречается на съёмочных площадках. Однако режиссёр фильма Франсис Вебер, снявший ранее знаменитую «Игрушку» с Ришаром, увидел в этом дуэте потенциал, слаженность и возможность показать зрителю ещё что-нибудь, что это вылилось в ещё два фильма. О которых, возможно, поговорим в будущем (если, конечно, они того заслуживают).
Что же до «Невезучих», то должен заметить, что история показана с уважением к данным людям, с юмором и лёгкой иронией. Без пошлости, обнажённых тел и особо выделяющихся глупостей. Более того, смотря этот фильм, я не мог не заметить, что его можно глядеть не один раз, что он захватывает и радует глаз. Плюс сам рассказ показан таинственно, как лёгкий детектив с расследованием, с драками, разборками и нежеланием Ришара, признавать свою очевидную невезучесть. Наоборот! Такой самоуверенности от него здесь, где, по идее, он на втором плане, я не ожидал.
Не ожидал и заметил, что он не клоун, а талантливый актёр. Ну, в этом уже сомневаться было бы неразумно, так как человеку стукнуло уже 46 лет! А выглядел и действовал он, как 30-тилетний парень! Неплохо, месье Ришар. Весьма неплохо. И ведь год-то выхода фильма был только 1981! А это значит, что Пьер ещё не раз нас порадует своим творчеством.
Ну, а тут он доказал, что может работать в дуэте. Браво, маэстро.
Про композитора Владимира Косма я промолчу. Лучше назовите мне французский фильм, где не звучит его музыка. Гений — он и в Африке гений. Вроде бы, всё. История понравилась, дуэт (Ришар-Депардье) удался, на фильм снят римейк, что говорит только в его пользу. И всё. Придираться ни к чему не хотелось. Недоработок я не заметил, так как ничего такого в глаза не бросилось… Буду рад поглядеть, что же они ещё покажут, как дуэт. А пока. Заслуженные — 10 из 10
P.S. Смотрите старое французское кино. Оно не такое, как сейчас. И оно не такое, как на западе.