"Пожары" - большой подарок всем поклонникам современного, точнее даже, актуального театра. Это фильм, куда в большей степени совмещающий театр и кинематограф, чем недавняя нашумевшая "Буря" Джули Теймор. Это драма личная - речь идет о семье Марван, а большую часть времени об одной только женщине из этой семьи, Наваль Марван. Это драма историческая или, если угодно, политическая - не секрет, что автор оригинальной пьесы и постановщик Важди Муавад под Наваль Марван подразумевал целую страну, которую в фильме даже не называют напрямую. А сегодня ее смело можно называть воплощением целого региона, где гражданская война, к сожалению, сохраняет актуальность как явление, а религиозные и этнические различия определяют жизнь и смерть тысяч людей. Можно назвать множество причин, по которым ценители серьезного кинематографа не должны пропускать эту картину, и так и не доставшаяся - совершенно незаслуженно, между прочим - "Пожарам" золотая оскаровская статуэтка далеко не главная. Даже если до Ближнего Востока, вражды христиан и мусульман Вам нет никакого дела, а Ливан Вы и на карте-то с трудом отыщете, "Пожары" скорее всего Вас зацепят. Как зацепили меня - а уж меня-то в повышенном интересе к политико-генеалогическим триллерам заподозрить никак нельзя. Веская причина посмотреть "Пожары" - это, например, то, как этот фильм снят. Поставлен он действительно с большим искусством - в нем есть и должный пафос, и должная от него отстраненность, и эффектные сцены насилия, неизбежного в войне, и не менее эффектные диалоги. Актерская игра просто грандиозная - она скупая, как и положено в хорошем кино, и выразительная, словно вокруг не пустынные пейзажи, а театральные декорации. Словом, в наш век, когда даже самые серьезные фильмы прибегают к помощи спецэффектов и всяких других приемов "низкого жанра", "Пожары" выглядят подчеркнуто старомодно и потому бесспорно и даже безотносительно темы прекрасно.