«Легенда о пианисте» (оригинальное название «Легенда о тысяча девятисотом») — мой самый горячо любимый фильм одного из лучших и знаковых итальянских режиссеров современности Джузеппе Торнаторе («Новый кинотеатр «Парадизо»», «У них все хорошо»), снятый им в 98-ом году по традиции по собственному же сценарию, но на этот раз, в его основу вошла книга Алессандро Баррико «Новеченто».
Действие картины начинается с 1900 года, когда на пароходе под названием «Вирджиния», перевозящего всякую знать от Америки до Европы и обратно, в коробке из под лимонов был найден матросами малыш, которого назвали Новенченто, а если полностью, то Дэнни Будмэн Т. Д. Лемон 1900-ый. Мальчика оставили на судне и вся корабельная команда всячески заботилась о нем, а он в свою очередь вырос талантливым музыкантом, открыв для себя однажды пианино, научившись на нем играть столь виртуозно, что вводил в оцепенение и восторг всю публику, а однажды даже известнейший джазовый пианист Джелли Ролл Мортон взошел на борт «Вирджинии» специально чтоб посмотреть и оценить его талант. Но самое удивительное в этой истории то, что Новенченто никогда не ступал на землю, он всегда жил на корабле, у него не было ни документов, ни какой-то официально задокументированной жизни, он был и остался в памяти людей легендой, о которой нам рассказывает в этом фильме его друг Макс Туни, трубач, игравший с ним в корабельном оркестре.
Я уверен у каждого настоящего ценителя музыки в 10-ке любимых фильмов этот шедевр Джузеппе Торнаторе непременно числится, поскольку не оценить ту страсть, с которой главный герой отдается игре на пианино просто невозможно, в его музыке вся его сущность, все его мечты, мысли и чувства, и, как и всегда, гениально созданный саундтрек к этому фильму великого композитора, одноклассника Серджо Леоне, и обладателя «Почетного Оскара» Эннио Морриконе превозносит это кино над землей и одухотворяет. Это опьяняюще красивое кино и созерцательное, в нем невероятное количество всяческих мудростей и тонких посылов, и какая-то загадочная магия постоянно витает в воздухе во время просмотра с первых кадров. Безумно хочется отметить выдающуюся работу потрясающего английского актера Тима Рота («Винсент и Тео», «Ватель»), которому с лёгкостью удаются всегда совершенно разные образы, от гопников, убийц и прочих бандитов, до великих художников и музыкантов, и роль чувственного и эмоционального 1900-ого я считаю одной из его ярчайших и сильнейших работ в кино. Замечательную компанию ему составили крупногабаритный и талантливый Прюитт Тейлор Винс («Идентификация», «24 часа»), нежная француженка Мелани Тьерри («Квазимодо», «Вавилон Н.Э.»), Билл Нанн («Сестричка, действуй!» и Кларенс Уильям III («Храбрец»). «Легенда о пианисте» — одно из тех редких и чудесных кинотворений, что не позволяет моей душе окончательно зачерстветь, а сердце заставляет петь, чего я искренне желаю и Вам при просмотре.