Терри Гиллиам один из самых самобытных режиссеров нашего времени, а его картины еще более самобытные. Начиная еще как художник-аниматор его пригласили работать в британскую студию, где он знакомиться с комик-группой «Монти Пайтон». Терри Гиллиама создал для нее сюрреалистические анимационные фрагменты, которые появлялись в перерывах между игровыми скетчами в каждом эпизоде. Странный, почти непонятный сюжет и своеобразная манера анимации, а также сложный, абстрактный юмор мультфильмов Гиллиама приводил к тому, что, по его словам, даже его товарищи по труппе не всегда понимали их смысл. Но и «Монти Пайтон» повлиял на будущего режиссера. Комедийная парадоксальная стилистика шоу оказала огромное влияние на все последующие работы Гиллиама. «Бразилия» — это, во-первых, острая социальная сатира на тему антиутопии. И здесь британец американского происхождения дал волю своим фантазиям. Я должен быть честен. Я глубоко уважаю этого режиссера, поэтому буду любить все, что он делает. Поэтому я могу быть не вполне объективным.
Первое, что запоминается — это огромные декорации фильма. Особенность фантастики прошлых лет — проработка окружающего мира, огромное внимание к деталям. Только за это можно любить фильмы о будущем, снятые в далеком XX. Тогда еще не прибегали к помощи компьютеров, и все декорации делались вручную.
Второе — это, конечно же, сюжет фильма. Главный герой Сэм Лоури (Джонатан Прайс) — маленький винтик в огромной машине бюрократии. В результате опечатки арестовывают не того человека, и Сэму нужно все исправить. Сцены из реального мира прерываются снами главного героя, где он спасает свою любимую.
Гиллиам мастер обыгрывать эпизоды, с одной стороны, мелкие, но с другой, очень показательные. Здесь он не боится прибегнуть к пародиям. Это и сцена со сломавшимся кондиционером, и тетя главного героя, постоянно подтягивающая лицо. Эти сцены невольно заставляют вспомнить упомянутую британскую группу.
Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Ари Баррозу, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных до зловещих. Название фильма восходит к названию песни. Оно также содержит ассоциацию с островом Бразил из ирландской мифологии, который считался раем.
Фильм апеллирует к понятным для всех ситуациям. Путешествуя по миру со своей картиной, режиссер побывал в 80 странах, везде ему говорили одно: «Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны». В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».