Классика кинематографа, культовый научно-фантастический фильм легендарного Стэнли Кубрика 1968 года предлагает отравиться нам не только в далекий Космос, Но и через всю эволюцию человечества. Фильм основан на рассказе Артура Кларка (которого наряду с Айзеком Азимовым и Робертом Хайнлайном называют «большой тройкой» научных фантастов, как оказавших большое влияние на жанр в середине XX века) «Часовой». Кларк работал с Кубриком над написанием сценария еще до выхода в свет романа. Фильм был создан за десять лет до появления эпичных «Звездных войн», знаменую начало космической лихорадки.
В центре сюжета серия встреч людей с метафоричным черным монолитом, имеющий правильную форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 1:4:9, то есть отношение квадратов первых трех натуральных чисел, который оказывает влияние на ход человеческой эволюции. Фильм разделен на несколько глав.
В этом фильме Кубрик проявил себя как новатор визуальных эффектов. Картина значительно отличается от предыдущих работ режиссера в художественном плане. Из двух с половиной часов, в фильме всего сорок минут диалогов, первые слова произносятся только на 23 минуте, за что картина получила нападки со стороны критики. Самые памятные слова принадлежат компьютеру HAL9000, что говорит о противопоставление будущему миру машин. Первоначально фильм имел успех только у молодого зрителя, который относился к контркультуре 60-ых.
Режиссер хотел создать фильм об отношение человека и Вселенной. Космос в нем представлен не пугающим, а прекрасным. А движение кораблей, будто движение во время вальса, сопровождающиеся классической музыкой Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Смелое использование в фильме популярной и классической музыке — еще одна особенность Кубрика. Панорамный вид, крупный план и метод «блуждающей маски» создают завораживающее путешествие в бесконечной мгле. «Одиссея» поражает своими декорациями. Фильм проносит нас от начала появления Homo sapiens до появления нового «космического» сверхчеловека, в этом чувствуется русский «космизм» и философия Циолковского.
При создании фильма были привлечены много консультантов из НАСА. Для того чтобы создать лунную поверхность, режиссер перемыл и перекрасил несколько тонн песка. Сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полёты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон». Название фильма восходит к Гомеровской «Одиссеи», только вместо бесконечного моря современный человек противостоит Космосу.
Картина Кубрика насыщена элементами сюрреализма и пронизана иронией над технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам. В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». Однако он предпочёл представить высшее сознание не в виде «антропоморфных существ с другой планеты» или «седого старика на облаке», а геометрически совершенной фигуры. Артур Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять „Одиссею“ , то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». А Кубрик на все вопросы отвечал так: «Эти вопросы я предпочитаю не обсуждать, потому что они очень субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле фильм становится всем тем, что зритель видит в нём. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие бы то ни было, пусть зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех».
Как и любая фантастика, в фильме делаются невольные предсказания. Из сбывшихся отметим: существование нескольких упомянутых компаний: «Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», «Хилтон»; телевизор в спинке кресла самолёта; биометрическая идентификация человека; плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей; планшетные компьютеры. Из не сбывшихся: полет на Юпитер; искусственный интеллект; существование СССР; имитация силы тяжести на корабле с помощью центробежных сил; технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза; коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались в 2004 году).
Этот фильм прекрасное творение режиссерской мысли и старания многих людей. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом» поколения. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США. По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.