Эту нашумевшую в свое время на всевозможных кинофестивалях британо-германскую ленту 2005-ого года снял замечательный бразильский режиссер Фернанду Мейрелиш («Город бога», «Слепота»), по одноименному роману знаменитого мастера шпионских историй Джона ле Карре, который в свою очередь при его написании вдохновлялся историей жизни Иветт Пьерпаоли — известной социальной активистки, занимавшейся благотворительностью и в 1999 году погибшей вместе с двумя социальными работниками, когда их грузовик разбился в Албании.
Главные герои этого фильма супружеская пара — Джастин и Тесс Куэйлы, которые на какое-то время приехали с дипломатической миссией в Кению. Он — британский дипломат, сдержанный и спокойный, рассудительно и чётко делающий свою работу и увлекающийся в свободное время садоводством, она — политическая активистка, порывистая импульсивная, приехавшая в эту страну третьего мира помогать бедным людям и бороться за их права, и несмотря на то, что Тесс и Джастин очень разные во всем, они безумно любят друг друга. Однажды происходит страшное, Тесс обнаруживают мертвой в сгоревшем джипе, а рядом с ней находят тело какого-то африканца. Тут же начинают идти разного рода кривотолки о ней, и безутешный Джастин начинает собственное расследование, погрузившись в очень запутанную историю, которой занималась в тайне от него Тесс, многое впоследствии узнав и о ней и о заговоре разного рода высокопоставленных лиц и одной фармацевтической кампании, которая продвигала в Африку опасное и непроверенное лекарство под названием «Дипракса».
Фернанду Мейрелиш снял далеко не обывательское кино и которое не каждому покажется очень уж увлекательным, с одной стороны это довольно лихо закрученный детектив, с другой душевная и трагичная мелодрама, с третьей острополитическая драма, и все эти жанры здесь невероятно плотно соединены друг с другом так, что одно просто не отделимо от другого. События разворачиваются непривычно плавно, что, конечно, не каждому придется по душе, и сюжет может показаться затянутым, но и произведение ле Карре не самое простое, и ему бы больше подошел формат сериала, если, конечно, делать акцент исключительно на детективной линии, а Мейрелиш сделал на всем понемногу, и на мой взгляд справился с этим блестяще. Потрясающий английский актер Рейф Файнс («Английский пациент», «Красный дракон») и роскошная Рейчел Уайз («Агора», «Афера»), получившая за роль активной и неудержимой Тесс наконец-то свое мировое признание, и премии «Оскар» и «Золотой Глобус» в 2006-ом, разыграли на экране великолепно сложные и необычные взаимоотношения их героев, всю их терзающую недосказанность друг перед другом. Также в этом фильме ярко засветились такие прекрасные актеры как Дэнни Хьюстон («Заговорщица»), Пит Постлетуэйт («Во имя отца»), Билл Найи («Дикая штучка»), а поклонники сериала «Хорошая жена» найдут здесь и Арчи Панджаби в небольшой роли. «Преданный садовник» — кино действительно сложное и многослойное, но если вы не ищете простых путей, то этот фильм вас непременно вознаградит непередаваемым удовольствием от просмотра.