В одну и ту же пещеру дважды?
Спуск 2 — это, в принципе, вполне логичное продолжение нашумевшего в свое время британского ужастика. Тот, первый, оригинальный «Спуск» был малобюджетным, с не особо популярными актрисами, зато с широко известным узкому кругу Нилом Маршаллом. Сюжет, мягко говоря, не отличался необычностью — шестеро подружек отправляются в пещеры. Обычная ситуация — молодые девушки просто обожают обследовать темные и мрачные подземные миры. Шутка, кончено. В общем, сексапильные спалеологини лезут в тьму тьмущую, мрак мрачнейший. Любому мало-мальски знакомому с жанром ужастиков зрителю очевидно — пещеры не безопасны. Там обязательно должен быть либо маньяк, либо призраки, либо зомби, либо скользкие твари. Это же из «книги золотых правил ужастиков» — не выбирай незнакомые пути, не слушай безумных работников заправки (они по-любому посоветуют повернуть не туда), не смотри сомнительных кассет, взятых в видеопрокате, не хозяйничай в чужом доме (наверняка в подвале милой бабушки гниют трупы незадачливых соседей). Короче, не нарывайся и не буди лихо, пока оно тихо, если хочешь выжить в типичном фильме ужастиков.
Примерно первые полчаса фильм Маршала ничем не отличался от обычного хоррора. А вот потом, на 31-ой минуте, началось то, за что кинокритики провозгласили «Спуск» одним из самых страшных триллеров современности. В чем секрет? Маршаллу удалось мастерски затащить зрителя в пещеры. На протяжении всего фильма зритель вынуждено вместе с героинями переживает леденящий ужас неизвестности. Темнота в кинозале очень гармонично смешивается с первобытной темнотой пещер — и вот сосед, мирно жующий попкорн на мгновенье кажется похожим на скользкого гоблина. Маршалл сделал упор на вечных человеческих страхах — боязни темноты (привет, детские страшилки про «темную-темную комнату), боязни неизвестности и ужаса смерти. Маршалл очень точно зафиксировал глубину эмоциональных переживаний подруг и заодно свел на нет идею женской дружбы. Каждая за себя — и каждая проявляет себя по-разному. Но в основе поступков каждой героини — животный страх и яростное желание жить. В основе поведения кровожадных гоблинов — просто разыгравшийся аппетит. Энимал планет — шесть газелей убегают от львов.
Продолжение «Спуска» было весьма ожидаемым. Но вот получилось... неожиданным. Обычно продолжения фильмов ужасов может развиваться по двум сценарием — новые герои, но старые злодеи («Пункт назначения», «Поворот не туда», «Кошмар на улице вязов», «Техасская резня бензопилой») или старые герои, но новая ситуация («Крик», «Звонок»). В первом случае основной интригой для зрителя является постоянное гадание — кто выживет? Во втором — кто скрывается под маской, поймают ли злодея. В отношении «Спуска 2» наиболее логичным стала бы история с новыми героями, но в тех же пещерах. Тогда у зрителя была бы возможность заново пережить историю. Но новый режиссер — Джон Харрис — решил одурачить всех. Инициатива наказуема — «Спуск 2» стал первым и пока единственным фильмом Харриса. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что до того, как занять режиссерское кресло Харрис был весьма успешным монтажером. Кстати, монтировал он в основном ужастики. Потрясающий монтаж первого «Спуска» — его заслуга.
Харрис возвращает к жизни главную героиню «Спуска» Сару — женщину трудной судьбы и нелегкого характера. Оказывается, ее не схомячили склизкие гоблины. Сара приходит в сознание в больнице и сразу становится центром притяжения полицейских. Бравых стражей правопорядка интересует, куда же делись остальные девицы. Беда одна — Сара потеряла память и никак не может помочь. Полицейские не придумывают ничего лучше, чем собрать поисково-спасательную группу и отправиться в пещеры. Разумеется, Сару тоже тащат в самую глубь страха и смерти.
Придумка с амнезией вызывает улыбку — иных объективных причин отправиться обратно в логово хищников у Сары быть не могло. Только основательно рехнувшись можно повторить этот путь в ад. Но сценаристы просчитались — у зрителей-то амнезии нет. И спускаться вместе с Сарой больше не хочется. Контакт потерян — больше не страшно вглядываться в темноту. Чтобы как-то продержать зрителя в напряжении, фильм напичкали стандартными приемами. В результате почти все 94 минуты экранного времени зрителей пугают неожиданностями (вот кто-то выпрыгнул, вот кому-то что-то показалось) и кормят мерзостями (крови и жестокостей стало больше). Испуг — кратковременен. Погружения на глубину не получилось. Второй блин комом.