Фрэнк Дарабонт («Зеленая миля», «Побег из Шоушенка») в очередной раз экранизирует Стивена Кинга. Причем начинает фильм с кадров, на которых художник рисует плакат к экранизации кинговской же «Темной башни». Если сложить на весы удачные и кошмарные экранизации Кинга, последние явно перевесят, так что курсирующие давно уже слухи о возможном переносе на экран приключений Стрелка вызывают желание вопить одновременно от радости и от ужаса. Дарабонт в этом вопросе уже доказал свою профпригодность – внушительный список номинаций на Оскар за прошлые опыты тому доказательство. Сумел он найти какие-то только ему присущие приемы, которые помогают передать подлинно авторскую атмосферу. «Мгла», однако, явно уступает «тюремному» периоду по художественной ценности, однако, даже очень постаравшись, нельзя совсем испортить одну из лучших книг писателя. Режиссер «Зеленой мили», впрочем, на такое и не способен - экранизирует он, как и прежде, очень эмоционально. Беда в том, что кинговские монстры очень тяжело переселяются на экран. «Короля ужасов» любят ведь не за визуальные образы. Так что явная нарисованность всех этих зубов, когтей и щупалец несколько портит общую картину. Однако к ним быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание – режиссер быстро дает понять, что снимает он, в общем-то, не ужастик.
Сюжет не нов – группа самых разных людей в замкнутом пространстве подвергается опасности, причем непонятной опасности. Ужас не только объединяет, но и разделяет: очень быстро общество раскалывается на небольшие группки по отношению к ситуации – кто-то дружно укрепляет витрины магазина мешками с собачьим кормом и делает факелы из щеток и керосина, кто-то вспоминает про конец света и Звезду-Полынь, а прочие играют в верю-не верю, смело распахивают дверь и уходят восвояси. Персонажи не отличаются особым колоритом, однако действуют весьма реалистично: молодая учительница, полненький кассир, симпатичная продавщица, заезжий байкер и местная религиозная фанатичка в блестящем исполнении Марсии Гей Харден прекрасно запоминаются. То, что все они заперты в супермаркете можно было бы расценить как воплощение общества потребления (привет Ромеро), но нет – Дарабонт не стал ударяться в социологию. Все это просто люди, обычные люди, попавшие в нестандартную ситуацию. Так что если уж и проводить параллели, то со Спилберговской «Войной миров». И как самые обычные люди они высказываются по вопросам кто виноват и что делать, строят планы, ссорятся, мирятся, шутят, а в следующую секунду визжат от ужаса. Кинг написал свою повесть в годы холодной войны. Диалоги до сих пор не потеряли своей актуальности, а вот финал режиссер решил изменить. Говорят, что Кингу понравилось, и он обещал убить журналиста, который вздумает растрепать, чем дело кончится. Не буду рисковать попасть под руку мстительному автору, тем более что раскрыть такую развязку было бы, действительно, преступлением. Скажу только, что Дарабонт очень просто и вместе с тем шокирующее продемонстрировал нам, что даже самые правильные, самые логичные, самые оправданные поступки могут привести к самому неожиданному результату.