«Пророк», ну или, как его на родине обозвали «Next», что является более оригинальным и не раскрывает сути фильма, снят по произведению грандиозного классика фантаста Филиппа К. Дика (в честь которого, учредили награду в области фантастической литературы) — «Золотой человек».
За экранизацию книг фантаста брались такие мэтры своего дела как Стивен Спилберг («Особое мнение»), Ридли Скотт («Бегущий по лезвию») и создали поистине культовые картины; так же свои силы пробовали и менее знаменитые режиссеры и выступали с отличными продуктами («Меняющие реальность» и «Помутнение»). Любители фантастики и фанаты автора с нетерпением ждут каждой экранизации, но заграничная, фееричная и неудержимая фантазия автора привлекает и дилетантов, стремящихся к наживе за счет имени автора в титрах. Обладатель в своем послужном списке неплохих, но проходных картин как «На грани» и «Умри, но не сейчас» Ли Тамахори решил испытать свои силы и занял режиссерское кресло.
Российские прокатчики постарались передать сюжет фильма одним словом и как мы понимаем, судя по названию фильма, главный герой, Крис, работающий под псевдонимом Фрэнк Кадиллак, да-да Николас Кейдж, видит будущее, даже не спрашивайте «почему?», он сам не знает. Обладая столь великим даром и держа свою судьбу в руках, Крис работает мелким фокусником в казино, и иногда играет в карты. Своим даром, герой привлекает внимание агента ФБР (Джулиана Мур), который хочет завербовать Криса, и использовать его дар для спасение Лос-Анджелиса от ядерной атаки террористов. Доброго фокусника не волнует миллионы оборванных жизней, и он пускается в бега с вновь испечённой любовницей альтруисткой Риз (Джессика Биль).
Цитата: «За хорошие дела надо расплачиваться».
Сюжет, и то, как его преподносят, радует с первых минут фильма (динамично, оригинально, отличные диалоги с крылатыми фразами), но ближе к середине он провисает до плинтуса: поступки героев не увязываются с логикой и моралью; при угрозе ядерного взрыва, ФБР занимаются поисками сомнительного фокусника, а не решением прямой проблемы, улыбают их штампованные методы (мне требуется пол часа кропотливого изучения фото, на штрафной квитанции за превышение скорости, чтобы узнать свою машину, а доблестные агенты ФБР с помощью рядовой камеры могут разобрать, что лежит у героя на приборной панели авто); любовь, дарована судьбой, расцветает за один день; безликие, безымённые да и без мотивации террористы с ядерной бомбой из России; герой видит будущее, на этой почве все потуги оппонентов смешны.
Создатели решили развивать сюжет не вокруг ядерной угрозы и терроризма, а вокруг главного героя, правда и это оказался пустым ходом, так как нет никакой подоплеки вокруг его бесценного дара, а вся философская проблема виденья своего будущего развита скудным диалогом: «Я знаю, что будет дальше — сказал он. — Но разве это хорошо? Пусть жизнь преподносит сюрпризы — ответила она. После ее слов, он поник».
И все, не драмы, не интересного сюжета, не крутых спецэффектов (ведь после оплаты сносной игры хороших звездных актеров, бюджета больше ни на что не хватило, спецэффекты и впрямь ужасны, прошлого века и режут глаза).
Рассказ «Золотой человек» был написан в 1954 году, тогда не было сотовых, компьютеров, работа ФБР сводилась к оперативной и бумажной, а угроза была мотивирована холодной войной и подлыми «красными». Сняв фильм в том временном промежутке, он был бы актуален и интересен, со своим колоритом и атмосферой, но выбор легкого пути и адаптации первоисточника под современность, дешевит.
Декорации в фильме скудные и заимствованы с других фильмов, съемки на натуре красочные, но пустые. Музыка харизматична, создает определенную атмосферу, но в картине она живет своей жизнью, и иногда не к месту. Очень радует операторская работа, но убивает постановка драк и перестрелок, я такое видел в 80-ых годах у Чака Нориса.
Фильм не спасает даже хорошо преподнесенная реализация способностей пророка, его заглядывание в будущее показаны оригинально и стильно, чего стоит сцена знакомства с Риз, разные исходы — должны раскрыть глаза девушкам на то, как все-таки тяжело знакомиться с ними на улице.
Цитата: «То, что вы скажете, будет учтено судом, а молчание сыграет против вас».
Не лучшая работа Тамахори, даже не середнячек, но со своими плюсами, хотя и мелочными! Для бюджета в 70 миллионов, создателям должно быть стыдно (для сравнения, «Район №9» стоил создателям 30 млн. долларов).