Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

От «Психо» до «Кавказской пленницы»: гид по неудачным ремейкам

14 июля 2015
Ремейки и всевозможные перезапуски — едва ли не главное направление, в котором движутся кинематографисты сегодня. «Афиша Mail.Ru» разобралась, что не так с современными фильмами-копиями и почему они провоцируют столько споров.

Над современным кинематографическим ландшафтом довлеют франшизы и ремейки — что, вообще говоря, объяснимо. Запуск принципиально нового проекта — занятие рискованное. Гораздо меньше нервов продюсеры тратят, когда берутся за материал, знакомый аудитории и — в идеале — любимый ею. Скажем, за новую часть супергероического эпоса или за обновленную версию картины, сделавшей неплохую кассу лет 10–20 назад...

«Экипаж». Новая версия

Чтобы не ходить далеко за примерами, можно вспомнить российский фильм-катастрофу «Экипаж» — его премьера запланирована на весну 2016 года. Создатели утверждают, что их работа практически не имеет отношения к одноименной культовой ленте 1979-го — но, во-первых, они все же заручились поддержкой Александра Митты, постановщика картины 35-летней давности, и, во-вторых, определенные сюжетные параллели, судя по трейлеру, прослеживаются.

Идея снять ремейк «Экипажа» принадлежала продюсеру Леониду Верещагину, и его поддержал Никита Михалков, а я, для которого с детства «Экипаж» был любимой картиной, сформировавшей мое ощущение кино, бросился к Митте в надежде, что он меня отговорит от этого проекта. Но у Митты, когда я ему все рассказал, вспыхнули глаза, и он сказал мне, что отказываться нельзя.

Впрочем, сравнить два фильма мы сможем только в следующем апреле — и тогда же у нас появится возможность выяснить, кому лучше удались летчики-герои: Даниле Козловскому и Владимиру Машкову (современная версия) или Георгию Жженову и Анатолию Васильеву (лента 1979 года).

Сара Коннор против Дайенерис

Кстати, негативное отношение к перезапускам нередко вызвано именно неудачным кастингом. Образы из любимых фильмов закрепляются в головах зрителей — нередко аудитория не готова воспринимать известного персонажа в новом обличье, даже если новый актер, в общем-то, справляется с поставленными перед ним задачами. Возьмем, например, франшизу «Терминатор», буквально только что пополнившуюся пятым полнометражным фильмом, снабженным подзаголовком «Генезис». Все знают, что самая настоящая Сара Коннор, мать спасителя всего человечества Джона Коннора, — та, которую сыграла актриса Линда Хэмилтон. Это нисколько не умаляет достоинств Лины Хиди, сыгравшей ту же героиню в телесериале «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Просто надо учитывать, что Хиди из другой эпохи — и вообще из Великобритании. Кроме того, Лину сейчас знают как одну из главных и ярчайших героинь «Игры престолов» — и роль Серсеи Ланнистер, если честно, затмевает выступление актрисы в качестве Сары.

Любопытно, что в пятом «Терминаторе» роль мисс Коннор также отдали девушке из «Игры престолов» — Эмилии Кларк. Эмилия — умница, да к тому же между ней и Хэмилтон есть определенное внешнее сходство, но чего-то Кларк все-таки не хватает. Да и от «Игры престолов» никуда не убежишь: Мать Драконов Дейенерис — кумир миллионов, такой Эмилию и запомнят.

Супермены, которые не супер

Очевидно, что проблемы кастинга не всегда заключаются в выборе посредственного актера. Вспомните хотя бы Кевина Спейси, заслуженного деятеля экрана, обладателя двух «Оскаров» и «Золотого глобуса». Ни эти награды, ни талант не помогли ему справиться с ролью Лекса Лютора, злодея из «Возвращения Супермена». Просто, что называется, это была не его роль. Впрочем, в вышедшей в 2006-м картине Брайана Сингера чуть ли не все актеры оказались не на своих местах. Из Брэндона Рута вышел абсолютно бесцветный Кларк Кент (особенно если сравнивать его с красавцем Кристофером Ривом), а 22-летняя Кейт Босворт, пожалуй, была слишком молода для роли опытной журналистки Лоис Лейн (кстати, благодаря «Возвращению Супермена» актриса получила номинацию на антипремию «Золотая малина»).

Впрочем, очередному перезапуску франшизы о летающем мужчине в синем трико также не повезло с актерами. По крайней мере в фильме «Человек из стали» 2013 года Лоис Лейн получилась более убедительной — за это стоит благодарить Эми Адамс. Зато сам Супермен в исполнении Генри Кавилла все такой же бесцветный, а его отец Джор-Эл (Рассел Кроу, который в данной ленте кажется еще более хмурым, чем обычно) выглядит чуть ли не комедийным персонажем — причем на такой эффект авторы явно не рассчитывали. Для сравнения, в картине 1978 года Джор-Эла играл Марлон Брандо. Эту актерскую работу сегодня тоже довольно сложно воспринимать всерьез — но старый «Супермен», в отличие от «Человека из стали», и не требовал к себе сверхсерьезного отношения.

Жизнь многих других супергероев отнюдь не слаще. Тот же Бэтмен менялся столько раз, что аж в глазах начало рябить. Резиновую маску с острыми ушами успели примерить Майкл Китон, Вэл Килмер, Кристиан Бэйл и Джордж Клуни. Последний признавался, что фильм «Бэтмен и Робин» с его участием чуть не угробил всю франшизу. Отметим, справедливости ради, что это не вина самого Клуни — просто у режиссера Джоэла Шумахера получилось провальное по всем критериям кино. Следующим Бэтменом, как известно, станет Бен Аффлек; это назначение вызвало весьма бурную и по большей части негативную реакцию поклонников. Их можно понять — оценивать актерские данные Аффлека мы не будем, но скажем, что ему, пожалуй, стоит почаще садиться в режиссерское кресло, а не появляться перед камерой.

Супергеройские кинокартины — вообще не самые везучие в плане актерского состава фильмы. Вспомним хотя бы эпопею с «Человеком-пауком», серией, которую только за последние полтора десятка лет успели перезапустить дважды. В начале XXI века Питером Паркером был назначен Тоби Магуайр. Этот актер, прямо скажем, обладает далеко не супергероической внешностью — ну ничего, зрители сумели к нему привыкнуть. Однако только аудитория начала принимать Магуайра за своего, как нового Человека-паука решили сделать из Эндрю Гарфилда, еще одного странноватого кандидата. Совсем недавно, в июне 2015-го, стало известно, что следующим Паркером станет Том Холлэнд; оценить этот выбор студии мы сможем не раньше 2017-го.

Как и у большинства фильмов о супергероях, у ленты 1982 года «Конан-варвар» был литературный первоисточник — правда, не комиксы, а повести американского писателя Роберта И. Говарда. Главного героя картины сыграл Арнольд Шварценеггер — для него эта роль стала настоящим прорывом. В ремейке 2011 года Конана изображал Джейсон Момоа — и он, в отличие от старшего коллеги, никуда не прорвался. Новая версия провалилась в прокате и собрала разгромные отзывы. К актерскому таланту Шварценеггера можно относиться по-разному — но придется признать, что этого самого таланта (а также чувства юмора и харизмы) у Арнольда куда больше, чем у Джейсона.

«Психо» без психа и нестрашный Крюгер

Ремейки и перезапуски не щадят не только Конана и Человека-паука, но и общепризнанную классику. В частности, в 1998-м Гас Ван Сент переснял знаменитейший триллер Альфреда Хичкока «Психо», вышедший в 1960 году. На роль маньяка Нормана Бейтса был назначен Винс Вон, которого сегодняшние зрители знают в первую очередь как комедийного актера не первого эшелона (в оригинальной ленте этого персонажа играл Энтони Перкинс). А вот составить конкуренцию великолепной Джанет Ли пришлось Энн Хеч. Притом что Ван Сент, по сути, покадрово переснял культовый фильм, его версия провалилась. Все единогласно отметили, что вопреки внешнему сходству от Хичкока в обновленном «Психо» ничего не осталось. Магия кино ушла — возможно, ее прогнал тот же Вон. Результат — ленте Ван Сента выдали две «Золотых малины» (для сравнения, картину Хичкока отметили «Золотым глобусом» и выдвигали сразу на четыре «Оскара»).

Нельзя не вспомнить и культовую киносерию «Кошмар на улице Вязов». С самого ее запуска в далеком 1984 году главную роль в ней исполнял Роберт Инглунд, который не просто идеально вписался в образ Фредди Крюгера — для многих зрителей он сам стал когтистым страшилищем, которое приходит в снах к детям и подросткам. В одноименном ремейке 2010 года роль Фредди исполнил Джеки Эрл Хейли. Притом что этот актер бесспорно хорош в лентах «Хранители» и «Как малые дети», Крюгер из него вышел совсем неудачный. И пусть новый «Кошмар на улице Вязов» получился гораздо более кровожадным, он при этом остался вовсе не таким запоминающимся и страшным, как оригинальные ленты.

Еще одна классическая картина, переснятая через десятки лет после премьеры, — британская криминальная лента «Убрать Картера». В оригинале 1971 года гангстера, отправляющегося на север Англии хоронить брата, играл великолепный Майкл Кейн. В ремейке 2000-го Сильвестр Сталлоне с той же целью совершал путешествие из Лас-Вегаса в Сиэтл. Обновленный фильм не смог отбить в прокате собственный бюджет и получил кошмарный 12-процентный рейтинг на сайте Rotten Tomatoes. Сталлоне (человек, который неоднократно доказывал, что является не просто качком с неподвижным лицом, а обладателем заслуживающих как минимум внимания актерских данных) выдвигался за эту роль на все ту же «Золотую малину». Любопытно, что одну из второстепенных ролей в ремейке исполнил Кейн, но картину это не спасло.

Новая жизнь советских кинохитов

Впрочем, хватит уже шпынять зарубежных кинематографистов, вернемся на родную территорию, куда мода на ремейки хоть и с некоторым опозданием, но все-таки добралась. Советское кино — неиссякаемый источник вдохновения для современных продюсеров. Так, в 2011-м была переснята рязановская картина 1977 года «Служебный роман». Обновленную версию снабдили подзаголовком «Наше время» — впрочем, это самая незначительная из бед, случившихся с давно знакомой историей. С кастингом все получилось куда печальней, чем с заголовком. Алису Фрейндлих заменили на Светлану Ходченкову. Да, мы все помним, что эта российская актриса котируется за рубежом, но это не значит, что она способна конкурировать с Алисой Бруновной; да и вообще, взгляните на Ходченкову — какая из нее мымра? Место Андрея Мягкова в ремейке отдали Владимиру Зеленскому. Но самый странный (чтобы не сказать «страшный») выбор — это назначение Павла Воли на роль секретаря Вадима. Если кто-то вдруг забыл, в фильме Эльдара Рязанова у героини Фрейндлих была секретарша, а не секретарь, звали ее Верочка, играла ее Лия Ахеджакова. Сравнивать клоуна Волю и Ахеджакову даже не хочется, это будет явным неуважением по отношению к актрисе.

Премьеры оригинальной «Кавказской пленницы» и ремейка состоялись с разницей в 48 лет. Первая картина вышла в 1966-м, вторая (с восклицательным знаком в заголовке — видимо, для привлечения внимания) — в 2014-м. «Кавказская пленница!» — тот случай, когда спасать, в общем-то, нечего и некого, в фильме плохо абсолютно все. Начнем с того, что Шуриком всегда был и навсегда останется Александр Демьяненко. Кроме того, в фильме из 60-х годов вообще собрался яркий актерский ансамбль: Наталья Варлей, Владимир Этуш, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов. Что может предложить ремейк? Настю Задорожную в роли главной героини Нины. Прическа у нее примерно такая же, как и у Натальи Варлей в старой картине, но больше ничего от той полюбившейся зрителям Нины не осталось. «Кавказская пленница!» провалилась в прокате с треском: картина собрала примерно двадцатую часть от своего бюджета. Чтобы обнаружить хоть какие-то положительные отзывы о фильме, вам придется хорошенько поработать.

И наконец, пример из недавнего: в апреле на российские экраны вышла новая лента «А зори здесь тихие...». Авторы по традиции утверждают, что это не ремейк одноименного фильма 1972 года, а самостоятельная экранизация Бориса Васильева. С этим, конечно, можно поспорить, поскольку отдельные эпизоды в новой картине решены точно так же, как в предыдущей ленте, а не в книге, но сейчас речь о другом. Кое в чем ремейк отличается и от ленты 43-летней давности, и от литературного первоисточника. Комендант Федот Васков, проучившийся в школе всего четыре класса, теперь не окает и разговаривает на чистом и современном русском. Да и вообще, благодаря исполнителю главной роли Петру Федорову он выглядит человеком из нашей эпохи, а не солдатом времен Великой Отечественной. Девушки, с которыми Федоров бродит по карельским лесам, тоже по типажу совсем не соответствуют своим героиням. Кто-то из них вписывается в образы лучше (например, играющая Лизу Бричкину Софья Лебедева), но идеального попадания нет.

Считаю, что можно было бы новый фильм и не делать, все равно все будут сравнивать его с картиной Ростоцкого, он точно проиграет.

Что дальше?

Сколько бы мы ни ворчали из-за неудачного кастинга, сколько бы ни вспоминали старых любимых актеров — ремейки и перезапуски никуда не денутся. До конца 2015-го зрителям предстоит встретиться с несколькими такими картинами. Например, уже в июле на экраны выйдет новая «Фантастическая четверка», а ближе к новому году в прокат выпустят ремейк ленты «На гребне волны». Напомним, что оригинальная картина Кэтрин Бигелоу вышла в 1991-м и дала толчок карьере Киану Ривза. Партнером этого актера по фильму был Патрик Суэйзи; в ремейке «На гребне волны» соответствующие роли отдали Люку Брейси и Эдгару Рамиресу.

Как и во всех вышеупомянутых случаях, данное назначение сейчас кажется сомнительным, но окончательные выводы мы сможем сделать только в декабре. Пока же остается утешать себя надеждой на то, что, раз уж ремейки решили остаться с нами надолго (а то и навсегда), в будущем продюсеры и режиссеры будут демонстрировать более тщательный и логичный подход к выбору актеров.

Фильмы, ремейки которых нас ждут в ближайшие годы: «Рокки» («Крид», 2015), «20000 лье под водой» («20 000 лье под водой: Капитан Немо», реж. Дэвид Финчер), «Перевозчик» («Перевозчик: Наследие», 2015), «Бен Гур» («Бен Гур», реж. Тимур Бекмамбетов), «Охотники за привидениями» («Охотники за привидениями», 2016), «Бегство Логана» («Бегство Логана», 2015), «За бортом», «Коммандос», «Джуманджи», «Оно», «Дорогая, я уменьшил детей», «Полет навигатора», «Птицы», «Полицейская академия».