Нетленное произведение Чарльза Диккенса пережило огромное количество экранизаций. Довольно успешных и не очень. Актуальность личностного роста и морального упадка вследствие крушения юношеских надежд и несоответствия ожиданиям в тренде и поныне. Насколько удачна та или иная адаптация классического произведения судить достаточно сложно. Телеформат в силу определенной ограниченности не всегда может уловить все перипетии и многообразие сюжета художественного романа, сложный внутренний мир героев и его метаморфозы. На выходе получается обрезанная, лишенная художественной привлекательности телеверсия классического произведения.
В этом плане минисериал из трех эпизодов «Большие надежды» Брайана Кирка, премьера которого состоялась 27 декабря 2011 года на телеканале BBC One, с задачей уместить сложный воображаемый мир писателя Диккенса справился весьма неплохо. Практически без изменений был адаптирован сюжет книги. Раскрыт непростой внутренний мир главного героя, его преображения и деградации, рассказана история эмоциональных бурь и тревожного затишья.
Что касательно декораций, костюмов и антуража картины — без лишних комментариев. Создать правильную атмосферу — ключевой момент в экранизации любого исторического произведения. Достоверность которой, к сожалению, не в силах скрыть недочеты сценария и абсолютно бездушную актерскую игру. Авторы кинокартины «Большие надежды» 2011 года в формате минисериала к подбору актерского состава и написанию сценария отнеслись весьма дотошно. Местами актеры переигрывали, но в целом персонажи Чарльза Диккенса смотрелись живо и естественно. Открытием для меня стало участие в сериале Джиллиан Андерсон, больше известной кинозрителю по роли Даны Скалли из «Секретных материалов». Образ безумной Мисс Хэвишем со взглядом, полным грусти и отчаяния, и пепельно-белым оттенком лица пришлась зрителям по нутру. Персонаж странный и ужасно одинокий. Минисериал «Большие надежды» понравился и кинокритикам. Жадные до крови они отозвались довольно положительно о картине. И удостоили киноверсию произведения Диккенса наградами премий «BAFTA» и «Эмми».
Итак, в центре повествования экранизации произведения Чарльза Диккенса «Большие надежды» несколько персонажей, переживших момент крушения юношеских ожиданий.
Именно этот злополучный период формирует личность и взгляды человека. С одной стороны сам Филип Пиррип (Пип), совсем юный и мечтательный, чьи надежды потерпели крушение о скалы действительности. И его выбор — сохранить светлые идеалы, пережив моральную деградацию. С другой стороны Мисс Хэвишем, одинокая и озлобленная. Будучи брошенной у алтаря женихом, ее девичьи надежды рухнули, как песочный замок. Остановиться, увязнув во мраке прошлого — становится ее выбором.
Каторжник и покровитель Пипа Абель Мэгвич, закаленный опытом и полный разочарований, верит в лучшее, не ожидая большего. Такой выбор сделал он. И дочь Мисс Хэвишем Эстелла, воспитанная обиженной и одинокой женщиной, более не питает никаких иллюзий и надежд. Не ждать ничего — выбирает она. Сделать правильный выбор в жестоких и непростых реалиях жизни, совладать с искушениями и соблазнами, когда ожидаемое не соответствует иллюзорным мечтам, дать бой устоям больного общества и демонам внутри, не поддаться моральной деградации — все это делает роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» актуальным и сейчас. Острая критика нравов викторианского общества применима и к современному миру. Кинокартина «Большие надежды» в формате минисериала Брайана Кирка 2011 года — возможно далека от идеала, но практически приближена к нему. Хорошая и достаточно качественная экранизация великого произведения, интересное прочтение которой достойно внимания самого дотошного до мелочей зрителя. Очередная телеадаптация. Умело спродюсированная и снятая. Приятная для просмотра и приобщения к шедеврам классической литературы.