Не хочу повторяться — игра актеров хороша, и это, пожалуй, единственный плюс фильма. Затрудняюсь также дать оценку сериалу в целом, поскольку никак не могу определить его жанр — если это серьезный рассказ о советских шпионах, то это смешно. Если это пародия — тогда к чему столько пафоса? Скажем так — у меня возникли вопросы к сценарию.
Далее — вопросы по обучению курсантов. В 80-е годы я относилась к работе разведчиков еще с уважением, и у меня сложилось впечатление, что их работа — это в основном думать, а не прыгать и не махать ногами. Но... Позиционируется, и неоднократно, что это ускоренные курсы — 2 года. Вы доверите свою жизнь врачу, проучившемуся 2 года? А ребенка — учителю-двухгодичнику? А ремонт в квартире — недоучившемуся до диплома пэтэушнику? Или профессия разведчика такая простенькая, что ее можно вполне освоить за пару лет? Впрочем, тогда становится понятным, каким образом выпустился в профессию потенциальный перебежчик, ярко нарисовавшийся еще в школе — если их там как пирожки пекут, не до качества. Оставляю в стороне также суть изумительной по тупости бессмертной (в смысле продолжительности) операции «Бастион» — надуть щеки посолиднее и прикрыть треснувшую от непосильной гонки вооружений жопу советской экономики: качественной системы ПРО в Союзе нет и не предвидится, но надо втюхать америкосам, что все есть, и ого-го какое! Вот, оказывается, откуда нынешние мультики про мегасуперракету!)) Другими словами — вместо того чтобы гонку эту клятую притушить, делают все, чтобы ее еще подхлестнуть. Чтобы клятые амеры всерьез забеспокоились и приняли ответные меры в виде еще более крутых разработок. Создается впечатление, что тогдашнее руководство СССР изрядно устало от него и делало все, чтобы СССР поскорее развалился. В этом смысле предсмертная шутка Брежнева про мертвого слона очень симптоматична. Ну ладно, допустим, приказы руководства не обсуждаются — сказали на голову встать, значит, встаем. И руководство Ленинградского КГБ приступает к исполнению высшей воли — ищет того, кто погонит дезу... Тут я могу малость промахнуться, поскольку, конечно, не таращилась непрерывно в экран 16 серий подряд — жизнь-то идет. Поэтому могла что-то и пропустить — но вопросы-то все равно возникли: как соседи Ивана по квартире так быстро срисовали, кто он такой? И не только сами срисовали, но и разнесли по всей округе, и не только про него, но и про Олега? Это сверхъестественная проницательность советских людей или генетически-условный рефлекс на ГБ? И почему этих соседей тут же не пригласили куда надо и не объяснили, как надо с новыми соседями общаться? Тем более что и новые соседи ведут себя странно — после чинного чаепития с девушками вдвоем сначала разметывают четырех гопников, а затем чуть не проламывают бошки друг другу. Это их в школе КГБ научили так светиться — «я (мы) супермен»? Не говоря уже о том, что хладнокровному подонку Олегу в этой драке ни с того ни с сего изменяет его хладнокровие, и он бросается в атаку на Ивана с искаженным лицом, неприличным ревом и детским велосипедом наперевес? Ладно, все люди, все бывает. Идем дальше: Олег блестяще выполняет задание — неблагонадежный элемент выявлен (девушка Юля) и садится в тюрьму. О качестве мозгов девушки Юли говорить тут не будем — а о качестве работы КГБ? Или там тоже была «палочная система» — главное, выявить потенциального врага, а какими методами, неважно? Хотя мы уже договорились, что морально-нравственная сторона деятельности будущих агентов никого не интересовала — но неужели с Олегом даже беседу не провели? Типа он будет работать не совсем и не всегда с дурами? Видимо, не провели, ибо по приезде в Боготу его тут же разводят как лоха и вербуют на бабе.)) Ладно, оставим это. Богота — это ваще пестня!)) Нам серьезно хотят втюхать, что в советском посольстве царят такие высокие нравы, что за невинный поцелуй 2-го секретаря, кадрового разведчика можно немедленно выслать на родину? При том, что он там без жены — а чужая жена- «изменница» остается в Боготе? И даже не выслушав его подозрения, что Олег попал под вербовку? И подозрения Петра Николаевича тоже не выслушали? Вообще Олегу удивительно легко сходит с рук куча женских трупов вокруг него — неужели это не вызывает подозрений у его начальства? При их-то явно аномальной подозрительности, граничащей с паранойей (бедный Ячнев, и бедный Ваня Шилов, отсидевший по милости этих свихнувшихся на секретности придурков 10 лет)? Но апофеоз идиотизма — история с Жориком! Приезжает амерский агент — и первым делом мочит гебиста. Спеца. Супера, в одиночку раскидавшего четырех быков. Так мало того, что мочит — маскирует мочилово под «собаки загрызли» (интересно, как — если те же собачки потом демонстрируют полное равнодушие к лежащему Шилову?)! Патанатом — идиот? Первое ножевое в грудь не заметил? И хоть видимость расследования надо было изобразить? Это ж вам не нынче, это Питер 80-х, трупы на каждом углу не валялись, все расследовали. Самим стремно — ментам бы отдали. И те мгновенно бы установили, что никакие это не собачки. Но дальше — больше: суперагент Паша убивает Жорика! Палкой. Видимо, нечаянно, с перепугу. Ага. Кстати, о суперагенте Паше — ну какая контрразведка возьмет на службу такого психа? И на хрена нужно было валить для проверки Паши трупы и сажать Шилова, если достаточно было проверить его покупки после «вербовки» — что за предатель такой, если он продолжает жить на свою зарплату и ничего не тратит? Зачем тогда продавался? И денег ни в доме, ни на счете нет (проверить это куда проще, чем зарезать парня на свадьбе — вечно все двери в этой квартире нараспашку) — куда он их девает? «Сдает в КГБ» — это правильный ответ!))) В общем, вопросов еще много — но ответ, кажется, уже нарисовался: каша у создателей фильма в голове была. Независимо от их намерений — получилась развесистая клюква.