О чем фильм «Мертвые не причиняют боли»
Отставной датский солдат Хольгер Ольсен, эмигрировавший в Америку, встречает в Сан-Франциско дочь французских поселенцев из Канады Вивьен Ле Куди. Суровому, но не лишенному чувства юмора плотнику самостоятельная смешливая девушка приходится по душе, она тоже очарована его добротой и мужественностью. Вместе они отправляются в Неваду, где начинают строить уютное гнездышко.
Хольгер плотничает у местного воротилы, Вивьен устраивается барменшей в салун. Однажды там появляются представители армии Севера, вербующие добровольцев. И Хольгер неожиданно решает отправиться на войну — его привлекает и единовременная выплата крупной суммы, и хорошие деньги в дальнейшем. И, конечно, возможность сражаться за правое дело и «увидеть все самому». Вивьен же придется в одиночку противостоять коррумпированному мэру и его кровавому сынку.
Зачем смотреть
Вестерн — настолько большой, значимый и универсальный жанр, что давно превратился в интернациональное явление, а классикой стали не только собственно американские картины, но и знаменитые итальянские спагетти-вестерны. Так, «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне признан одним из краеугольных камней мирового вестерна, а название стало нарицательным, послужив образцом для других великих фильмов — «Однажды в Америке» и «Однажды… в Голливуде».
И именно к архетипу «Однажды на Диком Западе» обращается Вигго Мортенсен в своей второй режиссерской работе «Мертвые не причиняют боли», для которой он сам написал сценарий и сыграл одну из главных ролей. Девушка в беде, оставшаяся без мужа на Диком Западе и вынужденная противостоять местным коррумпированным воротилам с бандами убийц и насильников, — классический сюжет, в котором датский сморре-вестерн говорит свое веское слово.
Впечатляет, прежде всего, удачно вписанная в историческую материю картины актуальность сюжета и отношений для сегодняшнего дня. Первая, лирическая часть фильма, несмотря на неторопливость и созерцательность, быстро затягивает, увлекает зрителя. А развитие событий уже не отпускает внимание до самого конца.
Эталонная операторская работа с прекрасными портретами и пейзажами на органичном классическом контровом свете, Мортенсен и его партнерша Вики Крипс, которым можно было бы дать приз как лучшей паре в современном вестерне, — пожалуй, этого более чем достаточно для обязательного просмотра на большом экране.
Почему можно не смотреть
Современное западное кино, как в свое время советское, не может не отдавать дань правильной идеологии. Как в советском истерне положительный герой всегда должен быть «за красных», так теперь в вестерне — «за Север». Но это не так важно, когда фильм в принципе не об этом.
Однако Мортенсен не обходится и без других штампов, прежде всего, феминистского толка. Любая такая заданность толкает драматургию к примитиву. И вот уже главный антагонист оказывается опереточным злодеем, а не живым человеком. И такому фильму классикой жанра, увы, не стать.