Экшен-франшиза «Безумный Макс» в этом году отмечает 45-летие. Стартовав с низкобюджетного фильма об одиночке с австралийских пустошей и простелив Мэлу Гибсону дорогу к статусу суперзвезды, режиссер Джордж Миллер доказал, что в стихии экшен-жанра ему мало равных.
Спустя тридцать лет после оригинальной трилогии Миллер вернулся за руль взрывного аттракциона под названием «Безумный Макс: Дорога ярости» с Томом Харди, а в 2024-м состоялась премьера долгожданного приквела «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» со сногсшибательной Аней Тейлор-Джой. Чем обусловлен долгоиграющий успех постапокалиптической саги, в которой нет полноценных диалогов? И хватило ли Миллеру топлива, чтобы вновь сделать первоклассное зрелище? Узнайте из нашего обзора.
Об оригинальной трилогии, прославившей Мэла Гибсона
Лента о молчаливом австралийском копе Максе Рокатански, сражающемся с бандами на фоне скатывающегося в хаос мира и в процессе теряющем жену и ребенка, на родине главного героя вышла в прокат в апреле 1979-го (в США фильм выпустили годом позже, предварительно переозвучив). Дебютный полный метр Джорджа Миллера был снят всего за 350−400 тысяч австралийских долларов (с поправкой на сегодняшние курсы валют бюджет оригинального «Безумного Макса» укладывается в полтора миллиона американских долларов), но это не помешало картине добиться выдающихся финансовых результатов и даже попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Более того, молодой актер Мэл Гибсон, ранее успевший сняться в единственном фильме, благодаря роли Макса стал настоящей звездой. Фильм Джорджа Миллера же в свою очередь обзавелся армией поклонников. Залогом успеха «Безумного Макса», пожалуй, стоит считать не только эффектные экшен-сцены и немногословного главного героя (Миллер предпочитает обходиться без диалогов, поскольку они тормозят сюжет). Как говорят сами австралийцы, создателям фильма удалось безупречно передать ощущения человека, живущего на краю света: цивилизация осталась где-то далеко, природа сурова, в схватках с обезумевшими байкерами можно рассчитывать только на себя.
За пределами Австралии Макс Рокатански получил широкую известность чуть позже, в 1981-м, когда Миллер выпустил сиквел. В «Безумном Максе 2», также известном под названием «Воин дорог» (этот заголовок был придуман для американской аудитории), Австралия выглядит еще более недружелюбной, а герой превращается из полицейского в кочевника, но остается таким же неразговорчивым.
Второе продолжение вышло через четыре года с подзаголовком «Под куполом грома». Внутри киновселенной при этом прошли полтора десятка лет; за это время ядерная война превратила всю территорию Австралии в пустыню. Бюджет третьей части в два с лишним разом превышал сумму, потраченную на оба предыдущих выпуска. Относительная финансовая свобода позволила Миллеру пригласить на роль жестокой, но харизматичной антагонистки тетушки Энтити суперзвезду Тину Тернер (она в свою очередь дала картине две песни, включая хит «We Don’t Need Another Hero», играющий на титрах). При этом третий фильм оказался менее успешным с финансовой точки зрения по сравнению с оригинальной лентой; кроме того, критики встретили его более прохладно, чем обе ленты-предшественницы.
Затем Миллер решил взять паузу и посвятил себя другим проектам, среди них — экранизация «Иствикских ведьм» Апдайка, детское кино про говорящего поросенка «Бэйб» и мультфильм «Делай ноги».
30 лет ожиданий: грандиозное возвращение Макса Рокатански с Харди и Терон
Пауза затянулась на 30 лет, зато возвращение Макса Рокатански вышло невероятно эффектным. «Дорога ярости» была снята за полторы с лишним сотни миллионов долларов США, главные роли отдали состоявшимся звездам — Тому Харди и Шарлиз Терон. Экшен получился настолько энергичным и захватывающим, что за Миллером окончательно закрепился статус одного из мэтров жанра. Кроме того, тематически фильм отлично стыковался с набирающим обороты феминистским дискурсом.
По большому счету, главным действующим лицом четвертой части являлся не сам Макс в исполнении Харди, на которого заменили неблагонадежного Гибсона. Миллер и его соавторы сконцентрировались на Фуриосе (Терон), военачальнице, подчинявшейся злодею Несмертному Джо, но ушедшей в самоволку ради спасения женщин из гарема диктатора.
И зрители, и критики приняли «Дорогу ярости» восторженно. Американская киноакадемия номинировала ленту на десять «Оскаров»; в итоге работа Миллера получила шесть наград. На сегодняшний день это самый успешный фильм франшизы — как в финансовом плане, так и с точки зрения рейтингов.
Любопытно, что уже тогда, в 2015-м, Миллер держал в голове всю предысторию Фуриосы; кинематографист планировал рассказать о детстве и юности полюбившейся аудитории героини сразу же после «Дороги ярости», но по разным причинам следующий выпуск франшизы был отложен до 2024 года. Ожидания только подогрели интерес — как и тот факт, что премьера «Фуриосы» состоялась не где-нибудь, а аж на Каннском кинофестивале.
78 дней на съемки одной сцены и Аня Тейлор-Джой как произведение искусства. Любопытные факты о «Фуриосе»
Австралийские пустыни, не столь отдаленное будущее. Маленькая Фуриоса (Алила Браун) и ее сестра Валькирия живут в женской коммуне, обосновавшейся в одном из немногочисленных оазисов. В результате налета девочка становится пленницей главаря банды Дементуса. Мать пытается спасти Фуриосу, но погибает; теперь перед ребенком стоят две цели — выжить любой ценой и отомстить Дементусу. Притворившись мальчишкой, Фуриоса находит работу в управляемой Несмертным Джо Цитадели, набирается опыта и заводит дружбу с водителем мощной военизированной фуры преторианцем Джо.
Максу Рокатански в этой конструкции места не нашлось, но он все же мелькает на экране в одной из сцен: это фрагмент, в котором только что лишившаяся руки Фуриоса возвращается через пустыню в Цитадель. Макса играет не Харди, а работавший на «Дороге ярости» каскадер-дублер Джейкоб Томури.
«Фуриоса» немного уступает «Дороге ярости» в плане напористости и энергии, но это все-таки очень динамичное и переполненное высококлассным экшеном кино. В картине, в частности, есть 15-минутная боевая сцена (ее содержание не хочется пересказывать по понятным причинам, но во время производства ей дали название «Лестница в никуда»), на съемки которой Миллер потратил аж 78 дней. При этом каждая смена подразумевала, что на площадке будут присутствовать около 200 каскадеров и актеров массовки. Настолько тщательного подхода к постановке экшена сегодня, пожалуй, не демонстрирует никто другой. Драки, взрывы, погони и многочисленные трюки с использованием транспортных средств — все здесь выглядит с одной стороны безупречно, с другой — чуть оригинальнее, не в точности так, как показывают в других блокбастерах.
Кстати, об автомобильных трюках: Аня Тейлор-Джой, сыгравшая подросшую Фуриосу, не имеет водительских прав. Это не мешает ее героине регулярно оказываться за рулем какого-нибудь транспортного средства (включая вышеупомянутую военизированную фуру), и стоит признать, что на водительском месте Аня смотрится отлично. Тейлор-Джой, впрочем, можно считать самостоятельным произведением искусства, она сногсшибательно выглядит практически в любой ситуации. С ней хорошо контрастирует Крис Хемсворт в роли Дементуса, почти комичного злодея с хипстерскими усами, сделанным из парашюта плащом и прикованным к поясу плюшевым медведем.
Хочется вопить: в чем проигрывает «Фуриоса»?
Зрелищность «Фуриосы» даже позволяет какое-то время закрывать глаза на примитивнейший сюжет и одномерных героев. Миллер продолжает пренебрегать диалогами. По меркам его новой картины обращение «Цел? Вперед!» — уже полноценная развернутая реплика. Если в случае с не слишком гибким Хемсвортом такой подход работает (Дементус расстается с подельниками, бросив на прощание «Мы вместе наделали много фигни, пока»), то Тейлор-Джой, пожалуй, заслуживает ролей, демонстрирующих более широкую эмоциональную палитру.
В фильме есть единственный эпизод, в котором Фуриосе позволяют прокричаться; актриса в интервью рассказывала, что на этот вопль Миллер согласился только после долгих уговоров. Между тем, поводов для крика у героини полным-полно: «Фуриоса» — довольно жестокое кино, что вряд ли удивит давних поклонников серии. Причем экранная жестокость далеко не всегда выглядит оправданной, время от времени кажется, что Миллер просто провоцирует зрителя. Где-то в середине картины героиня получает комплимент — ей говорят, что она умеет «быть осмысленно жестокой». Сама лента этого комплимента явно не заслуживает.
Можно, конечно, вспомнить, что франшиза «Безумный Макс» никогда не могла похвастаться оригинальным сюжетом, зато всегда была довольно кровожадной. Но стоит учитывать, что 148-минутная «Фуриоса» — самый длинный фильм серии, и к финалу этой в целом не похожей на другие сегодняшние боевики ленты многие зрители придут со знакомым ощущением усталости от взрывов, крови и покореженного металла.