Могла стать культовой: что не так с нашумевшей комедией «Я не киллер»

На российские экраны и онлайн-стриминги вышел один из главных фестивальных хитов прошлого года, снятый живым классиком американского инди-кино. Разбираемся, что в этой картине особенно хорошо, а что – не очень

О чем фильм «Я не киллер»

Иногда в жизни наступает момент, когда вам нужно избавиться от близкого человека — скорее всего, жены или мужа, партнера по бизнесу или даже родителей. И, как это ни печально, не просто расстаться, а сделать так, чтобы человек вообще исчез. Это всегда сложное решение. И тут не обойтись без помощи специалиста — наемного киллера. Закон, однако, относится к подобным заказам резко отрицательно, и полиция ведет за такими заказчиками настоящую охоту.

Гэри Джонсон работает преподавателем философии в провинциальном университете. Он не пользуется популярностью у студентов, ездит на старом «Сивике», разведен, интересуется орнитологией и живет с котами — в общем, типичный очкастый ботан-неудачник. Заодно он еще и техно-гик, что позволило ему найти подработку в полиции оператором прослушки.

Когда опытного офицера отстраняют от дела прямо во время задания, группе приходится импровизировать, и Джонсона отправляют на встречу с заказчиком убийства под видом киллера. Так Гэри обнаруживает в себе еще и дар перевоплощения.

Зачем смотреть

Кадр из фильма «Я не киллер»
Кадр из фильма «Я не киллер»

«Я не киллер» — остроумная и оригинальная черная комедия, скрашенная лиризмом и в целом позитивным отношением к жизни и людям. Идейно это своего рода откровенная деконструкция и жанра, и мифа о наемных киллерах.

Впрочем, утверждение о том, что в реальности такие специалисты не существуют, несколько опрометчиво. Да и сюжет очень реалистичный, более того — фильм снят по вполне реальной биографии полицейского, изображавшего киллера. Даже удивительно, как это отечественные локализаторы прошли мимо возможности назвать картину «Изображая убийцу». Все равно же в оригинале лента называется не так, как в России. А даже прямо противоположным образом.

Hit Man — весьма примечательный дуэт двух интеллектуалов разных поколений, режиссера Ричарда Линклейтера и актера Глена Пауэлла, который стал соавтором сценария и вообще разрабатывал проект совместно с мэтром независимого кино. Для Пауэлла, звезды завирусившегося недавно легкомысленного ромкома «Кто угодно, кроме тебя», фильм Линклейтера стал не просто бенефисом, но отличным трамплином для перехода новый уровень, в высшую актерскую лигу.

Сюжет для этого даже слишком идеальный — невзрачный паренек перевоплощается в самые разные типажи наемных убийц, в которых можно разглядеть отсылки к классическим криминальным драмам. Гэри «косплеит» то Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят», то Трэвиса из «Таксиста» (классика!), то Патрика Бэйтмана из «Американского психопата». Лучшей актерской визитки трудно придумать. При этом все выглядит совершенно органично, трогательно и поучительно.

Почему можно не смотреть

Кадр из фильма «Я не киллер»
Кадр из фильма «Я не киллер»

Несмотря на удовольствие, которое доставит просмотр «Киллера» зрителям самого широкого спектра насмотренности, финал ленты вызывает разочарование — и, в итоге, вместо потенциально культового кино мы имеем забавный фильм на один раз.

Оба злодея в истории сделаны слишком плоскими и уж очень плохими — эдакие ходячие иллюстрации токсичности, о чем Джонсон еще и произносит целый спич, оправдывая себя и свою девушку. Возможно, это такая своеобразная фига в кармане американской политкорректности. Что, учитывая остроту и отвязность старых независимых комедий Линклейтера вроде «Школы рока», вполне вероятно. Но в «Киллере» фига уж очень тонкая. Что это — возраст или страх цензуры — остается только гадать. Но драматургически получилось дубово. Да и в моральном отношении сомнительно.