Немного предыстории
Эпический научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна» был опубликован впервые в середине 1960-х. Уже в 1966-м книгу отметили сразу двумя престижными премиями за достижения в области фантастики — «Хьюго» и «Небьюла». Сегодня эта работа по праву считается одним из самых значимых sci-fi-текстов XX века.
Сам Герберт написал пять продолжений «Дюны». После смерти писателя его сын Брайан Герберт в соавторстве с фантастом Кевином Андерсоном подготовил и выпустил еще 17 сиквелов и приквелов (самая свежая на сегодняшний день книга поступила в продажу в 2022 году с подзаголовком «Наследник Каладана»).
Роман, который невозможно экранизировать
Долгое время считалось, что оригинальную «Дюну», события в которой разворачиваются в далеком будущем в раздираемой феодальными войнами галактике, невозможно экранизировать. Проблему видели не только и не столько в отражении на экране необычных технологий и миров, придуманных Гербертом, сколько в работе с религиозными, социальными и политическими нюансами романа. Тем не менее, попытки снять «Дюну» предпринимались.
В частности, в 1970-х Алехандро Ходоровски работал над киноверсией продолжительностью в 14 часов; в качестве актеров в фильме планировали занять Сальвадора Дали, Мика Джаггера, Алена Делона и Орсона Уэллса. После нескольких лет работы над проектом его бюджет вырос настолько, что экранизацию пришлось отменить.
В 1984 году на экраны вышла версия «Дюны» от Дэвида Линча. Зрителям представили ленту продолжительностью в два с четвертью часа, между тем, сам Линч предполагал, что фильм будет идти около трех часов. В результате повествование, скажем так, получилось довольно сбивчивым; эту «Дюну» не спасают ни эффектный (как минимум по меркам середины 1980-х) визуал, ни участие Кайла МакЛоклена, Макса фон Сюдова и Стинга. Картина провалилась в прокате и собрала разгромные отзывы критиков. Даже сам Линч позже озвучивал негативное отношение к этой своей работе — что не помешало «Дюне» обзавестись культовым статусом.
Спустя полвека после публикации «Дюны» подход к экранизации, который можно было бы назвать оптимальным, наконец-то нашел Дени Вильнев. Суть его, как кинематографист говорит в интервью, в следующем: «Сама история довольно проста. Сложность — в насыщенности мира, его деталях и нюансах. Нам потребовалось время, чтобы найти точку равновесия и, не обедняя мир, сделать его доступным даже для аудитории, не знакомой с “Дюной”».
Что было в первой «Дюне» Дени Вильнева
По разным подсчетам, вышедшая в 2021-м «Дюна» Вильнева охватывает от половины до двух третей первоисточника. Герцог Лето Атрейдес получает во владение от императора пустынную планету Арракис, также известную как Дюна. На поверхности планеты добывают меланж или «пряность», сверхценное вещество, необходимое для космических перелетов. Понимая, что его втягивают в политическую игру, Лето все же покидает принадлежащий ему Каладан и отправляется на Дюну вместе с сыном Полом и его матерью, наложницей Джессикой. Герцог погибает в результате предательства. Полу и Джессике удается спастись; они присоединяются к фременам, коренным жителям Дюны.
«Дюна» Вильнева впечатлила критиков и зрителей масштабом, визуалом, звуком и близостью к роману. Картина заработала в мировом прокате более 430 миллионов долларов при предполагаемом бюджете в 165 миллионов. Примечательно, что Вильнев снимал «Дюну», не зная, сумеет ли завершить историю: Warner Bros. и Legendary Pictures одобрили сиквел только в октябре 2021-го, уже после того, как лента вышла в прокат. При этом работа над сценарием сиквела началась чуть раньше, в 2019 году.
Что происходит в «Дюне 2»
Во второй части «Дюны» собраны самые зрелищные и захватывающие фрагменты романа. Пол присоединяется к фременам, но отношение к нему и его матери со стороны жителей пустыни оказывается неоднозначным. Кто-то видит в молодом человеке шпиона, кто-то — мессию.
Так или иначе, Полу приходится доказывать фременам, что он вполне может считаться одним из них. Среди тестов, с которыми ему предстоит справиться, — поездка по пустыне на Шаи-Хулуде, гигантском песчаном черве. Кроме того, у Пола случается роман с Чани, представительницей фременов. А ближе к финалу возмужавший герой вступает в открытую конфронтацию с домом Харконненов и императором Шаддамом IV — силами, в результате интриг которых погиб его отец, герцог Лето.
Хронометраж второй «Дюны» — 167 минут; это на десять минут больше, чем продолжительность первого фильма. При этом понятно, что зрители увидят далеко не все из отснятых Вильневым сцен. Скажем, первая лента вроде бы должна была длиться около четырех часов — другими словами, из нее вырезали примерно 90 минут материала.
Сам Вильнев, сравнивая процесс удаления уже готовых сцен с харакири, при этом признает, что для него важен не общий хронометраж, а темп и внутренняя энергия картины. Поэтому не стоит ждать, что расширенные версии обеих частей «Дюны» когда-либо будут выпущены на Blu-ray или стримингах. Вильнев считает, что добавлять ранее удаленные сцены в подготовленную для проката версию — все равно что создавать монстра Франкенштейна.
Что говорят о новом фильме критики
Западные критики, посмотревшие вторую «Дюну» за неделю до запланированного на 1 марта широкого релиза, остались более чем довольны представленной им версией.
«Перегруженная зрелищами и тяжеловесная с точки зрения поднимаемых тем, вторая часть оказывается на удивление живой. Ранее Вильнев испытывал трудности, когда требовалось найти баланс между картинкой и повествованием, теперь же он справился почти идеально», — пишет Vanity Fair. «Блокбастерная засуха заканчивается благодаря блестящему сиквелу, события которого разворачиваются на поверхности знойной пустынной планеты», — сообщает New York Post.
Похвалы удостоились не только спецэффекты и экшен-сцены, но и актерские работы. Значительную часть комплиментов, разумеется, собрал исполнитель главной роли Тимоти Шаламе. По мнению Financial Times, трансформация актера в образе Пола является стержнем фильма. «Шаламе убедительно отражает трансформацию персонажа из незрелого юноши в наделенного властью спасителя», — добавляет CNN.
«Дюна 2» в лицах: старые и новые герои
Тимоти в образе сбитого с толку (но не лишенного воли) молодого человека мы видели в первой «Дюне» в 2021 году. Вместе с ним в сиквел перебрались: Зендая (Чани, которой теперь уделяется гораздо больше внимания, чем в предыдущей ленте), Ребекка Фергюсон (леди Джессика), Джош Бролин (наставник Пола Гурни Халлек), Хавьер Бардем (Стилгар, лидер одного из племен фременов), Дэйв Батиста и Стеллан Скарсгард (оба представляют дом Харконненов), а также Шарлотта Рэмплинг (преподобная мать ордена Бенне Гессерит, членом которого является Джессика).
Некоторые персонажи и, соответственно, актеры остались в прошлом, зато состав пополнился интересными новичками. Леа Сейду появляется на экране в образе леди Марго, еще одной представительницы ордена Бене Гессерит. Кристофер Уокен играет императора Шаддама IV, Флоренс Пью — его дочь принцессу Ирулан, Аня Тейлор-Джой — Алию, сестру Пола, сумевшую установить ментальный контакт с матерью и братом еще до своего рождения.
Роль Фейд-Рауты, племянника барона Харконнена, досталась Остину Батлеру. Вильнев описал созданный Батлером образ как «что-то среднее между психопатом-убийцей, олимпийским чемпионом по фехтованию, змеей и Миком Джаггером». Будет уместно вспомнить, что Ходоровски, работая над «Дюной», видел в роли Фейд-Рауты именно Джаггера (у Линча того же персонажа сыграл Стинг).
Сложности на съемках и попкорн с червем
«Дюна: Часть вторая» — масштабная дорогостоящая лента, и ее создание, разумеется, было сопряжено с некоторыми трудностями. Скажем, на съемки поездки Пола на песчаном черве ушли целых три месяца. При этом на площадке не было ни самого червя (по понятным причинам), ни хотя бы его полной модели. Небольшую часть Шаи-Хулуда все-таки воссоздали — чтобы актеры могли ориентироваться хотя бы на что-нибудь.
Любопытно, что, в отличие от Шаламе, зрители (как минимум американские) вполне могут рассчитывать на встречу с червем: в кинотеатрах США появятся особые ведра с попкорном, оформленные в виде маленьких Шаи-Хулудов (чтобы добраться до кукурузы, нужно засунуть руку прямо в пасть монстру).
Непростыми оказались и романтические сцены с участием Пола и Чани. Их снимали в Иордане, стараясь работать как можно быстрее: дело в том, что Вильневу требовался особый мягкий предзакатный свет, поэтому у съемочной группы было не более часа в сутки.
Особенно тяжело пришлось Стеллану Скарсгарду: чтобы нанести грим и залезть в костюм барона Харконнена, ему требовалось по шесть-восемь часов ежедневно. Чтобы выйти из образа, актер тратил еще два часа. В костюм, вес которого составлял около 40 кг, даже была встроена система охлаждения. «Без нее у меня бы инфаркт случился», — признается 72-летний Скарсгард.
Будет ли третий фильм?
Вопреки сложностям, Вильнев смотрит в будущее с оптимизмом. Кинематографист пока не готов расстаться со вселенной, придуманной Гербертом. В планах режиссера — «Дюна: Часть третья», лента, основанная на «Мессии Дюны», втором романе франшизы, опубликованном в 1969-м. Правда, официального анонса придется подождать: лента будет одобрена только после того, как вторая часть покажет успехи в прокате.