Парадный эпос: рецензия на сериал «Союз спасения: Время гнева»

Снятый с размахом и обилием кинозвезд сериал про декабристов является одновременно приквелом и сиквелом картины «Союз спасения» 2019 года. Разбираемся, в чем отличие многосерийного проекта от фильма и стоит ли его смотреть
Редактор Кино Mail, кинообозреватель
Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева»
Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева»

Многосерийный проект, посвященный восстанию декабристов на Сенатской площади, начинается издалека, аж с парижской весны 1814 года. Русская армия празднует победу над Наполеоном, а юный и восторженный поручик Семеновского полка Сергей Муравьев-Апостол влюбленно смотрит на принимающего парад императора Александра I. Но уже через шесть с половиной лет Семеновский полк после бунта будет расформирован. Офицеры, среди которых и Муравьев-Апостол, отправятся в Киевскую губернию. Не только в Петербурге, но и там зародится тайное общество, члены которого выйдут морозным декабрьским утром 1825-го на Сенатскую площадь и изменят историю.

Зачем смотреть

Технически «Союз спасения. Время гнева» состоит из трех частей: кадры, вошедшие в фильм 2019 года, сцены, не поместившиеся в него, и совершенно новый материал, доснятый режиссерами Никитой Высоцким и Ильей Лебедевым.

Если фильм рассказывал, что произошло, то сериал отвечает на вопрос «почему?». У создателей появилась возможность дополнить историю, раскрыть детали, углубиться в мотивы, и воспользовались они ей по полной программе, изрядно расширив вселенную «Союза спасения». Появились новые линии и новые персонажи, колоритные, живые, яркие. Исполняют их лучшие актеры российского кино. Роман Мадянов перевоплотился в интригана Аракчеева, Максим Аверин стал интеллигентным Сперанским, а Сергей Безруков вообще делает всех в роли Волконского.

Для уже знакомых героев, представителей офицерской элиты, подавшихся в заговорщики, нашлись дополнительные занятия. Радикальный и мрачный Пестель (Павел Прилучный) вершит продовольственные аферы, Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) шепчет слова любви и усмиряет бунты, Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) лихо пьет игристое и красиво скачет верхом под кавер «Наутилуса Помпилиуса».

Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева»
Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева»

Красоты в сериале вообще много. Миловидным актерам к лицу бачки, усики, кони, мундиры, эполеты и аксельбанты. Сложно представить, сколько времени у костюмерного цеха ушло на создание роскошного и правдоподобного обмундирования. Костюмы выглядят превосходно, а уж актеры в костюмах — вообще потрясающе, особенно когда включают «гардемаринов» и с ледяной вежливостью хамят начальству, лихо шпажируют и отчаянно в чем-то клянутся. Высшей точки зрительского умиления можно достичь, когда будущие декабристы берут на ручки животных, что, вероятно, должно подчеркнуть их добросердечие. Что ж, это работает. Когда сияющий Муравьев-Апостол тискает пухлого щеночка, а Рылеев прижимает к сердцу котенка, хочется, чтобы время замерло и день страшной казни не наступил никогда.

Идейно сериал вторит фильму, переосмыслившему концепцию «декабризма». Молодцеватые революционеры, хоть и милые на вид, но, как минимум, — наивные. А вот представители власти в массе своей не просто симпатичные, но и мудрые люди. За исключением разве что Аракчеева, сыгранного Мадяновым в привычной вальяжно-жесткой манере.

Снято дорого, с размахом и блеском. Массовые сцены поражают воображение. Камера летает, как птица. За наводнение не было бы стыдно мастеру фильмов-катастроф Роланду Эммериху. Впечатляет эта бешеная, хоть и нарисованная, Нева, декорации дворцов и пунцовые от мороза щеки декабристов. Атмосферно подан Петербург XIX века — вздыбленным памятником Петру, Исаакием в вечных лесах и робко сгустившимся народом на периферии. Да и с современностью найдется немало параллелей, даже слегка опасных: от свистопляски с госбюджетом до усмирения полком крестьянских протестов.

Почему можно не смотреть

Даже тем, у кого в школе была пятерка по истории, будет сложно ориентироваться в изобилии персонажей без постоянного обращения к «Википедии». В фильме помогали титры, поясняющие, кто есть кто. В сериале они исчезли. Понятно, почему — теперь персонажам полагается развернутая предыстория. Но действие мечется между разными годами и героями, оставляя ощущение разрозненности.

Еще одна типичная беда столь масштабных проектов — отсутствие персонажа, за которого зрителю захочется переживать всем сердцем. Наибольшее внимание достается пылкому Муравьеву-Апостолу, у него единственного имеется любовная линия с мастерицей игры на клавесине Анной Бельской (Софья Эрнст). Но влюбленные разъединены физически, их роману не суждено развиться.

Кому же сочувствовать зрителю? Странным образом, милее всех оказывается Милорадович в исполнении Александра Домогарова, петербургский генерал-губернатор, получивший на Сенатской пулю в спину и штык под ребра.

Александр Домогаров в сериале «Союз спасения. Время гнева»
Александр Домогаров в сериале «Союз спасения. Время гнева»

Страстный театрал, он выписал из-за границы «волшебный фонарь» и устроил для светской публики аналог кинопоказа с изображениями жутко извергающегося Везувия. Напрашивается явная параллель: «Союз спасения» — точно такое же, основанное на трагедии, разрушившей жизни, дорогое развлечение. И как тут не вспомнить диалог двух заговорщиков: — Вы представляете, во сколько это чудо обошлось казне? — Можно только догадываться. — День можно было бы Петербург поить и кормить.