Женщинам не принято задавать вопрос про юбилейные даты. Некоторые предпочитают вообще не отмечать их. Но все-таки что вы думаете о собственном 90-летии?
Элина Быстрицкая: Все же это жизненная веха. У меня есть близкие люди, для них это праздник. Для меня тоже необычный день. У нас в семье всегда принято было поздравлять с днем рождения, особенно когда дата круглая. А когда она не просто круглая, но еще и очень длинная — поневоле сосредоточиваешься на этом дне. Мы отметим его по-семейному, праздничным обедом. Будет повод вспомнить что-то важное.
Нет ли у вас сожаления, что всю жизнь были правильной, серьезной, примером для многих? Может быть, хотелось не сдерживать себя в эмоциях, быть хулиганистой, взбалмошной?
— Я никогда не была какой-то правильной или особо серьезной только из-за того, что это было для чего-то нужно. Я такая, какая я есть. И уж во всяком случае, я никогда не стремилась быть примером для кого-то. Живу, как мама с папой научили.
Как вы оцениваете современных актрис? Чем они вам симпатичны, а чего им недостает: мастерства, самоотдачи, ума?
— Знаете, есть такая старая-старая шутка: «Что следует оценивать по отсутствующему признаку? Например, лысину». Зачем мне искать, чего моим молодым коллегам недостает? Люди все разные, нельзя оценивать всех сразу. Современные, будущие, молодые и старые — всем им желаю счастливой творческой судьбы.
Недавно в Голливуде актрисы стали признаваться, что продюсеры и режиссеры требовали от них особых отношений для получения ролей и позволяли себе неподобающие вещи. Что вы думаете о скандалах, связанных с харрасментом?
— Мне активно не нравится вся эта публичная возня. Такие истории случаются. Я, наверное, последняя стала бы в очередь защитников мужчин, но я и не на стороне женщин. Хорошо, что у актрис хорошая память, плохо, что преступно замедленная реакция. Дуэли у нас практически не применяются, но пощечины ведь не отменили. Если слов недостаточно, всегда можно защитить себя своими силами, не прибегая к помощи общественности.
Какая из ваших героинь больше остальных похожа на вас?
— В той или иной мере что-то от меня есть в каждой моей роли. Я вам больше скажу: когда мы работаем над образом, образ тоже работает над нами. Невозможно сыграть Аксинью в «Тихом Доне» и ничему у нее не научиться. Или у Лельки из картины «Добровольцы». Или у леди Уиндермир в спектакле «Веер леди Уиндермир» по Оскару Уайльду. С нее началась моя жизнь в Малом театре, и было это больше 60 лет назад.
Вы говорите, что секрет вашей молодости в том, чтобы быть сильной. А зачем красивой женщине быть сильной?
— Наверное, хотя бы для того, чтобы оставаться красивой, — несмотря и вопреки...
Многие актрисы пытаются искусственно продлить молодость. Что вы думаете по поводу пластических операций?
— Вот на эту тему думаю меньше всего. То есть вообще не думаю и думать не хочу.
Почему вы отказались от празднования юбилея на сцене Малого театра?
— Силы берегу для следующего юбилея.