Вообще, трудно было предположить, что однажды вы снимете фильм по комиксу.
— Давайте начистоту: мне тоже! Я никогда не был таким уж большим фанатом комиксов. Но когда мне предложили взяться за «Отряд самоубийц», долго раздумывать не пришлось: настолько интересные персонажи, настолько заманчивые возможности, настолько любопытный жанр. В мире комиксов я, честно говоря, плаваю, но студию это не смутило. Наоборот, они искали кого-то с незамыленным взглядом, кого-то, кто мог бы взяться за эту историю и подойти к ней со своей уникальной авторской оптикой.
— Ха! По-вашему, у Убийцы Крока и Капитана Бумеранга тоже можно диагностировать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.)? (Смеется.)
Вообще-то да. У Рика Флага точно оно есть. Да и Харли Квинн была бы интересным экземпляром для специалиста по психиатрическим патологиям.
— Ну так-то да — похоже, у меня и правда есть магистральные темы, которые я тащу за собой из фильма в фильм. Все дело в том, что меня бесконечно интригует людская природа — особенно ее преломления в экстремальных ситуациях. А уж сами эти ситуации могут быть сколь угодно разными: хоть вылазка в тыл врага на Второй мировой, хоть вынужденное сражение с силами тьмы на пороге Апокалипсиса. Ну а что касается антигероизма, то я как зритель попросту сам не очень верю положительным, безупречным персонажам. Поэтому как автор я всегда стараюсь откопать, определить в героях червоточину — или же, если речь о записных злодеях, как здесь, некоторую душевную амбивалентность, зону, где стираются различия между добром и злом, а на первый план выходят более сложные вещи: запрятанные страхи, подавленные комплексы, неразрешенные внутренние конфликты.
Так! Теперь я, кажется, начинаю понимать, зачем перед съемками «Отряда самоубийц» вы устраивали для актеров эти уже знаменитые сессии групповой психотерапии.
— Было дело, да. Я вообще принадлежу к лагерю режиссеров, которые верят в волшебную силу предварительной подготовки к съемкам — репетиций, читок, тренировок. Перед началом съемок «Ярости» мы с ребятами собрались на пару недель почти настоящей военной учебки — и как это нас всех сблизило, трудно даже передать. Групповая терапия в этот раз была нужна мне примерно в тех же целях. Когда ты работаешь над проектом такого масштаба и со звездами уровня Уилла Смита, у которых на годы вперед расписан каждый съемочный день, руки у тебя более-менее связаны: съемочный период очень скоротечен, экранное время тоже. Только ты собрал персонажей вместе, представил их — и через 15–20 минут они уже должны на экране выглядеть единой, слаженной командой. Этого невозможно добиться без предварительного тимбилдинга. А какой лучший способ увлечь одной идеей десяток чужих друг другу людей, причем представляющих непростую актерскую профессию? Можно, например, объединить их на почве общей ненависти к кому-то. Например, ко мне — тому, кто трюком с терапией выведал их самые сокровенные секреты и теперь провоцирует их прямо на площадке.
Эффективно!
— Еще бы! (Смеется.) Шучу, конечно, но вы понимаете — в каждой шутке… Вообще, я верю в то, что в основе даже самого развлекательного кино должна лежать психологическая достоверность. Поэтому все средства, которые могут помочь артисту докопаться до подлинной глубины персонажа, хороши. А в случае «Отряда самоубийц» особенно — ведь мы имели дело не с простыми героями, а со сложными, проблемными созданиями, каждый из которых должен был выглядеть на экране, во-первых, достоверным по части злодейства и социопатии, а во-вторых, постепенно раскрыться перед зрителем с другой стороны, оказаться узнаваемым в своих пороках и злоключениях. А узнавание уже заставляет нас испытывать эмпатию.
Когда имеешь дело с таким многофигурным и разношерстным набором персонажей, очевидно, что невероятно много внимания нужно уделять тому, чтобы история получилась связной.
— Это так — понятно, что у тебя нет возможности и столько времени, чтобы в деталях рассказать о каждом герое все, что ты хотел бы о нем рассказать. Но такие ограничения помогают тебе как минимум выделить главное — и не усложнять, не перегружать фильм лишними деталями. А что касается связности, то мы понимали все трудности, которые ставит перед тобой подобное кино, и поэтому постарались максимально упростить сюжет — сделать так, чтобы фильм смотрелся как репортаж с одной-единственной, но в самом деле самоубийственной для наших героев миссии.
Есть у вас, правда, персонаж, которому ничего всерьез не угрожает, и он же дергает за ниточки почище Джокера.
— Вы про героиню Виолы Дэвис?
Ага. Насколько важна для фильма разыгрываемая ей сатира на абсурдную политику спецслужб?
— Нам показалось, что эта линия привнесет в «Отряд» дополнительный и занятный смысловой пласт. К счастью, это комикс же, так что можно позволять себе какие угодно вольности — тем более что в комиксном мире представители власти редко ведут себя здравомысляще. И только ли в комиксном? Настоящие спецслужбы, насколько я могу судить, рациональностью своих программ тоже могут похвастать далеко не всегда.
Эти влюбленные, Джокер и Харли Куинн, — настоящая удача фильма.
— Джаред Лето и Марго Робби и правда постарались. Мне приходилось их немного осаживать все время — они слишком уж из кожи вон лезли, становилось даже не по себе. Все-таки слишком далеко заходить на территорию полного безумия было опасно — превратить комиксный боевик в вестник психиатрии мне не хотелось.
Стиль «Отряда самоубийц» кажется более панковским, чем это обычно бывает в двухсотмиллионных блокбастерах. Кем вы вдохновлялись?
— Вы будете смеяться. Я пытался представить комикс, каким бы его снимал Тарковский.
Тарковский?!
— Да-да. Я большой фанат — а наш оператор, русский парень Роман Васьянов, и просто на его фильмы молится. Мы что-то даже пересматривали перед началом работы над «Отрядом». У Тарковского невероятно изощренные визуально работы, в которых часто сама постановка кадра, ракурс камеры несут ощутимый психологический заряд. Мы стремились к тому, чтобы добиться схожего эффекта, насколько это возможно в истории, где есть человек-крокодил, ведьма и Джокер.
Каково быть режиссером в эпоху трейлеров, когда лучшие моменты из твоего фильма миру уже прокрутили в сотне промороликов?
— Ну, задачу тебе это точно не облегчает. Но ведь я знал, на что иду, и знал, что маркетинговая кампания «Отряда» будет грандиозной. Так что всегда напоминал себе: в трейлеры попадают именно что моменты, а значит, нам надо было сделать так, чтобы дух захватывало не просто от моментов на экране, а от картины в целом, ее размаха и ее идей. Ну и драйва, конечно, иначе какой это был бы экшен.
Беседовал Денис Рузаев