9 апреля 2014, статья

Осмысленный и беспощадный: 5 шокирующих перформансов

Древняя легенда бирюлевских подворотен гласит, что все художники — натуры нежные и ранимые, а некоторые — так и вовсе хлюпики в смешных беретах. Как бы не так, если речь идет о перформансе.

Ради высокой цели железные люди искусства готовы подвергнуть себя и других опасным и отвратительным испытаниям — и еще найти в этом определенный смысл. В обзоре «Афиши Mail.Ru» — самые знаменитые и экстремальные образцы жанра, которые оценил бы сам маркиз де Сад.

А прыгал ли он?

Ив Кляйн «Прыжок в пустоту» (1960)

 

27 ноября 1960 года французский художник, по совместительству дзюдоист и большой любитель синего цвета Ив Кляйн выпустил в Париже «газету одного дня» Dimanche. Прямо на первой странице красовался снимок, изображающий довольного Кляйна, летящего с крыши здания. Фотомонтаж — а это оказался именно он — сопровождала подпись: «Человек в космосе! Художник пространства бросает себя в пустоту!», в связи с чем некоторые сочли произведение знаком протеста против будущего полета человека в космос. Однако главной загадкой этого культового произведения стала история самого прыжка, который то ли вовсе никто не видел, то ли кто-то видел, но не захотел рассказать. Спустя 50 лет после самого события куратор выставки Кляйна Мишель Уайт нашла кусок шифера с крыши, откуда «стартовал» Ив. Факт прыжка был доказан, но как художник приземлился и ловили ли его друзья-дзюдоисты с куском брезента, как утверждает одна из версий, — не известно до сих пор.

Убить себя

Рудольф Шварцкоглер и венский акционизм (1965)

 

Самое радикальное движение в искусстве 60-х годов — венский акционизм — полностью проходит под тегом «не для слабонервных». Участники Отто Мюль, Гюнтер Брус, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер и Петер Вайбель каждый в своем стиле и все вместе шокировали общественность кровавыми художественными акциями, больше похожими на жертвоприношения. Брус и Шварцкоглер делали ставку на показательное самоистязание — мастурбировали, резали и связывали себя, фиксируя результат на пленку. В 1969 году Шварцкоглер покончил жизнь самоубийством — возможно, это и есть его главный перформанс.

Пли!

Крис Бурден, «Выстрел» (1971)

Американский концептуалист в своем самом известном перформансе «Выстрел» решил действовать без затей — просто попросил своего ассистента выстрелить ему в руку с пяти метров. Пуля из винтовки 22-го калибра достигла цели — рана оказалась даже серьезнее, чем ожидал Бурден. И пока общественность гадала, является ли его работа пацифистским заявлением против войны во Вьетнаме, сам художник размышлял над вопросом: а так ли ужасен сам факт выстрела? «У любой монеты две стороны, а общество обычно фиксируется только на одной из них, — объяснял Бурден в одном из интервью. — Например, получить пулю считается плохим событием, которого нужно непременно избежать. Но иногда кто-то из нас решает подбросить монетку и наконец взглянуть дракону в лицо».

Тело в дело

Марина Абрамович «Ритм 0» (1974)

 

Это сейчас «бабушка перформанса» собирает деньги для молодых дарований с помощью Леди Гаги и обклеивает Джеймса Франко золотыми лепестками, а раньше в мастерстве эпатажа ей самой не было равных. Первым в череде опасных экспериментов сербской художницы стал перформанс «Ритм 0», в рамках которого посетители могли делать с телом Абрамович все, что им заблагорассудится. Фантазию участников действа подогревал набор из 72 предметов, среди которых находились, например, перо, скальпель и пистолет. Сначала зрители восприняли предложение как забавную игру, но очень скоро они вошли во вкус, и действо стало напоминать триллер: неподвижной Марине втыкали в тело булавки, резали одежду, волосы и наносили раны, чтобы попить ее крови — в буквальном смысле. Прошло шесть часов. После объявления куратора о завершении перформанса зрители в замешательстве повалили прочь из комнаты, а измученная художница обнаружила у себя на голове прядь седых волос. «Это была одна из самых рискованных моих работ, — вспоминала потом Абрамович. — Я не планировала умирать, мне было важно лишь увидеть границы возможностей тела».

Цветовая дифференциация

Сантьяго Сьерра «Расстановка 30 рабочих в соответствии с цветом их кожи» (2002)

Испанец Сантьяго Сьерра известен своими провокационными произведениями, в которых он затрагивает темы социальной несправедливости, эксплуатации человека и национальных конфликтов. Для своих перформансов Сьерра нанимает людей, которые готовы на все ради денег, — нищих, наркоманов, эмигрантов и проституток. Одна из его акций проходила в 2002 году в венской галерее «Кюнстхал». Сотрудники музея связались по телефону с потенциальными участниками и выбрали 30 человек различных национальностей. Когда те собрались вместе, Сьерра поставил их, обнаженных, в ряд лицом к стене в порядке градации цвета их кожи, причем трое участников самого «нейтрального» оттенка кожи присоединились к действу только в самом конце — чтобы было лучше видно разницу.

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры