13 февраля 2011, фоторепортаж

Фоторепортаж с выступления «Трио Жака Лусье»

Одним из главных событий проходящего в Сочи международного фестиваля искусств Юрия Башмета стало выступление коллектива

Одним из главных событий проходящего в Сочи международного фестиваля искусств Юрия Башмета стало выступление коллектива выдающегося пианиста, знаменитого джазового интерпретатора классической музыки Жака Лусье. 77-летний музыкант объявил о прекращении своей гастрольной деятельности, и это был его последний концерт в России.

Жак Лусье родился в 1934 году в Анжере. В десять лет он сыграл свою первую баховскую пьесу - прелюдию из Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Он вспоминает, что играл ее как завороженный - сорок или пятьдесят раз подряд: «Тогда это и случилось - я попытался внести маленькие изменения, что-то вроде вариаций на тему...» Своим необычным подходом к музыке Жак привлекал внимание и в Парижской консерватории, куда поступил, когда ему исполнилось 15 лет.

Еще в студенческие годы Лусье аккомпанировал шансонье (среди них и Шарлю Азнавуру), выступал на Ближнем Востоке, в Южной Америке и даже год работал на Кубе. С джазом он имел мало общего. Но однажды в Париже он попал на концерт «Modern Jazz Quartet». Дальше сказка стала былью: счастливый случай, сведший его с продюсером фирмы «Decca», основание в 1959 году легендарного трио «Play Bach» с Пьером Мишло и Кристианом Гарросом, более 6 миллионов долгоиграющих пластинок за 15 лет и около 200 концертов ежегодно. В 1978 году Лусье распустил свое трио, сказав, что устал путешествовать, и поселился в замке Мираваль в Провансе, где занялся сочинением и создал свои первые композиции.

В 1985 году весь мир праздновал трехсотлетие Баха, и Лусье убедили возродить трио «Play Bach» и записать заново самые популярные пьесы на двойном компакт-диске, названном «The Best of Play Bach». Для этого Лусье пригласил новых музыкантов: ударника Андре Арпино и контрабасиста Венсана Шарбонье. Успех был заслуженным и громким, число проданных компакт-дисков возрастало невероятно (семь «золотых альбомов»!). По сравнению с Гарросом и Мишло, которые были исключительно джазовыми музыкантами, новые партнеры Лусье, музыканты с классическим образованием, обладали неограниченными возможностями и оказали решающее влияние на манеру вновь созданного трио.

Андре Арпино, уроженец Лиона, один из самых известных ударников Европы, работал с такими шансонье, как Ив Монтан и Шарль Азнавур, и с такими легендарными джазовыми музыкантами, как Элла Фицджеральд и Диззи Гиллеспи, не говоря уже о различных рок- и поп-группах. Венсан Шарбонье, обладатель многих наград, выпускник Парижской консерватории, чувствовал себя как дома в классической и в джазовой музыке, а также в авангарде (он был членом ансамбля Пьера Булеза «Ensemble Contemporain»). И не удивительно, что, когда в начале 1997 года Шарбонье серьезно заболел, то Лусье потребовался почти год, чтобы найти равного ему контрабасиста. Уроженец Страсбурга Бенуа Дюнуайе де Сегонзак, выходец из старинного высокого рода, тоже освоил классические основы игры на различных инструментах и имел опыт работы в джазе, в классической, современной музыке, даже в кабаре. Он получил признание и как композитор, благодаря своему сочинению «Souingue», написанному для Авиньонского музыкального фестиваля в 1996 году, и музыке к «Красавице и Чудовищу».

Весной 1997 года, за два года до сороковой годовщины «Play Bach», Лусье представил слушателям нечто новое - свою интерпретацию «Времен года» Вивальди. Этот шаг был торжественно отпразднован поклонниками трио «Play Bach» и отмечен продажей почти 100 тысяч компакт-дисков в первый же год после выпуска записи популярнейшего сочинения Вивальди. Сегодня Лусье по-прежнему остается уникальным явлением, которое не вписывается ни в какие рамки и не имеет ничего общего с быстротечной модой.

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры