Полная матрица: 20 выдающихся фильмов про виртуальную реальность смотреть онлайн
Все мы привыкли к нашему миру, где люди ходят по земле, а над головой — голубое небо. А что если есть более совершенная и интересная реальность? Как она выглядит и что в ней происходит, вы узнаете из нашей киноподборки.
Легендарная фантастическая лента тогда еще братьев Вачовски со временем породила настоящий культ, подарив народным массам не только представление о том, что такое киберпанк, но и о виртуальной реальности, которая со временем так срослась с настоящей, что теперь их уже трудно различить. Но для тех, кто вышел из обшарпанного кинотеатра осенью 1999 года после сеанса, этот фильм запомнился совершенно другим. Вся богатая символика, наслоение нарративов и прочая философия — все это меркло по сравнению с тем зубодробительным экшеном, который лился с экрана. Ну а Киану Ривз из простого гавайского паренька по ходу ленты превращался в кумира не хуже Брюса Ли. Тем обиднее, что вторая и третья части неожиданно возникшей трилогии оказались рядовыми боевиками, лишь копирующими смыслы и символы оригинала. Ведь к моменту их выхода на экраны каждый уже начал догадываться, что Matrix has you.
Один из главных пропущенных шедевров 90-х, скромный фантастический триллер мало кому известного за пределами родной Италии Габриэля Сальватореса, оказался одним из главных и уж точно пророческих фильмов о виртуальности. Но «Нирване» странным образом не повезло (хотя у нас в стране она обрела культовый статус): ни звезда 90-х Кристофер Ламберт, ни потрясающе точно описанное будущее, ни великолепный сюжет об игре, не отличающейся от реальности, не смогли принести фильму хоть сколь-нибудь существенной прибыли, так и оставив его на вечной полке видеопроката.
Дэвид Кроненберг, в 90-е окончательно превратившийся в классика кинематографа, накануне нового тысячелетия неожиданно выдал едва ли не самый смелый свой фильм в карьере. В «Экзистенции» нет шокирующей эротики «Автокатастрофы», сюрреалистического ужаса «Голого завтрака» — режиссер действует куда радикальнее, отождествляя человеческую физиологию и виртуальную реальность, представленную игрой «Экзистенция». Именно это смешение (приставка для игры весьма натуралистично подключается прямо к телу) так дезориентирует зрителя, что уже в середине фильма становится непонятно, где реальность, а где виртуальность.
Пожалуй, самый удачное путешествие Голливуда в виртуальную реальность до «Матрицы» и первый хит в карьере будущего агента 007 Пирса Броснана. Довольно банальный сюжет об умственно отсталом газонокосильщике, который, благодаря виртуальной реальности, становится гением и жаждет власти, идеально укладывается в логику любого голливудского аттракциона: поменьше слов, побольше дел. Именно поэтому фильм сформировал у зрителей представление о виртуальной реальности как о пространстве с почти безграничными возможностями.
Мрачный фантастический триллер Кэтрин Бигелоу (на тот момент жены Джеймса Кэмерона, он тут фигурирует в качестве сценариста и продюсера) явно вдохновлялся классическими киберпанковскими романами. Недалекое будущее, разгул преступности, высокие технологии и, конечно, популярная и вездесущая виртуальная реальность. Тем неожиданнее видеть в главной роли актера шекспировского репертуара Рэйфа Файнса, который расследует убийство одной своей знакомой — ее смерть он пережил как раз благодаря виртуальной реальности...
А вот и экранизация романа одного из «крестных отцов» кибербанка Уильяма Гибсона, который самолично написал сценарий к этому — будем говорить прямо — не самому лучшему фантастическому боевику. Но не упомянуть его тут просто невозможно, ведь виртуальное пространство здесь оказывается намного важнее реальности, Киану Ривз уверенно репетирует своего будущего Нео, а мир убедительно сформирован по главному принципу кибербанка: hi tech, low life. Неудивительно, что со временем «Джонни Мнемоник» оказался предметом культа столь же яростного, как и «Нирвана».
Еще один прошедший почти не замеченным фильм о виртуальности, который не блещет ни звездными актерами, ни крупнобюджетной постановкой, зато может похвастаться весьма приличным и даже интригующим сюжетом. «Тринадцатый этаж» — экранизация романа «Симулакрон 3» одного из первых певцов виртуальной реальности Даниэля Галуйе, которая, благодаря изящным режиссерским решениям (а также преобладанию декораций над компьютерной графикой), выглядит оригинально и захватывающе даже сегодня.
Манипулятивный триллер от Барри Левинсона, который смешал входящую в моду эстетику виртуальности и находящегося на пике своей популярности киноэротизма вроде «Основного инстинкта» - из последнего, кстати, был заимствован Майкл Дуглас. Да еще по роману сверхпопулярного на тот момент Майкла Крайтона («Парк Юрского периода») — казалось бы, с такими составляющими должно было получиться что-то выдающееся. К сожалению, кино не работает по законам логики — и «Разоблачение» оказалось не совсем таким, каким его задумывали создатели, но зато уникальным в своем роде.