Раскоп

Раскоп (2014)

Рецензии
1
4.7134 оценки

Сюжет фильма «Раскоп»

:

Писатель-неудачник Паша и двое его школьных друзей — алкоголик-бизнесмен Самородов и примерный семьянин Скляренко, заскучав от повседневной суеты, жён и рутины, решают отправиться в отпуск навстречу приключениям. Волею судьбы сорокалетние мальчишки оказываются на археологическом раскопе. Получив возможность столкнуться со своим прошлым, Паша, освободившись от иллюзий, комплексов и страхов, наконец, обретает внутреннюю гармонию.

Режиссер

Страна

Возрастные ограничения
12 +
Подробнее
Кадр из Раскоп
Кадр из Раскоп
Кадр из Раскоп
Кадр из Раскоп
Кадр из Раскоп
12
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

1
Рецензия редакции
Борис Гришин
21 января 2015
8
Солнце, лето и студентки

Лирическая комедия о пьющих друзьях, которые пытались сбежать от жен, симулировав археологические раскопки, а потом встретили на курганах студенток из педагогического института.

Конец 80-х годов прошлого века, смена эпох. Юный киевлянин Паша (Александр Петров), демобилизованный весной из доблестных рядов Советской Армии, предается блаженному безделью в старой квартире, где живет на пару с добродушным дедом (Владас Багдонас), страдающим деменцией. Паша читает учебник по археологии и мечтает о девушке Оле, которая звонила и оставила свой телефон, но дед его забыл… Прошли годы, Паше (Кирилл Пирогов) уже за 30. На дворе совсем другие времена — наверное, беспечные нулевые. Во время пьянки со своим одноклассником Скляренко (Олег Нирян) и разбогатевшим другом-алкоголиком Самородовым (Никита Тюнин) Паше приходит в голову идея сбежать на пару недель от жен, отпросившись на археологические раскопки. Для этого они привлекают старого профессора Сороку (Игорь Цышкевич), с которым выезжают в украинскую глубинку на курганы. Профессор должен остаться, а они — разбежаться по своим делам. Но тут в поселок приезжает целый автобус с практикантками, и ребята решают выдать себя за настоящих археологов.

«Раскоп» чем-то напоминает «Дикарей» Виктора Шамирова, только он более грустный и лиричный, в нем меньше разудалого юмора и почти нет секса, несмотря на появление студенток, которые, впрочем, очень хороши. Это фильм-ностальгия по довоенным летним Киеву и Украине, какими их все любили, с добродушным пьянством и бездельем, возможностью делать дела, никуда не торопясь, наслаждаясь временем, текущим, как вода в медленной речке. Но даже на Украине его не остановить, и главный герой Паша, у которого, похоже, дембельский «лучший июнь в жизни» несколько затянулся, вдруг обнаруживает себя уже немолодым неудачником, ему стало за 30 и, как в песне Юрия Лозы, «уже многим не стать».

Персонажей картины можно воспринять по-разному. Кто-то испытает ностальгию по алкогольным похождениям конца XX — начала XXI веков, узнает в героях себя и своих знакомых. Это нетрудно сделать, поскольку сценарий написан точно и жизненно, а все актерские работы очень хороши. Кому-то эти люди будут откровенно неприятны — пьяницы и бездельники, предающиеся «светлой грусти» и чайфовским «мужским плачам» по ушедшей бестолковой юности и собственному беспонтовому лузерству. Здесь картина не столько продолжает традиции советских лирических комедий и экзистенциальных драм вроде «Осеннего марафона» и «Полетов во сне и наяву», сколько отвечает западному тренду фильмов об интеллигентных неудачниках, таких как «Бартон Финк» или «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн.

История, рассказанная в фильме, очень камерная и вместе с тем вполне типичная для потерянного поколения 80–90-х, самого потерянного из всех потерянных на всем пространстве бывшего СССР. То, что финал открытый, не должно вводить в заблуждение. Ясно, что герой напрасно строит иллюзии, к 45 он это поймет. Как пела популярная в 90-е группа «Резервация здесь»: «Молодость плюнула вслед и прошла». Вот и весь финал.

Новые трейлеры