Заполучив пост генерального директора крупнейшего европейского банка, герой фильма озвучивает на совете директоров свое кредо: «Я — Робин Гуд новой формации! Мы продолжим грабить бедных и раздавать деньги богатым». Мировая премьера киноленты «Капитал» состоялась в сентябре 2012 года.
Французский киноклассик греческого происхождения Коста-Гаврас, лауреат множества премий, представил на ММКФ свой новый фильм «Капитал», основанный на повести Стефана Осмонта Le Сapital.
Прежде чем приступить к съемкам, режиссер разослал сценарий крупным банковским деятелям и получил одобрительные отзывы, подтверждающие адекватность отображения событий, описанных в нем. Единственное замечание касалось заниженных цифр сделок. Нельзя сказать, что Коста-Гаврас выбрал оригинальный сюжет: совсем недавно по этой теме проехались Майкл Мур («Капитализм. История любви») и Дэвид Кроненберг («Космополис»). Но в отличие от традиционного анализа влияния крупных финансовых корпораций на мировую экономику, Коста-Гаврас рассматривает процесс порабощения одного конкретного человека деньгами.
Главного героя Марка Турнея не случайно играет комедийный французский актер Гад Эльмалех. Закрепленный за ним обаятельный образ резко контрастирует с мыслями и поступками его героя. Двойственность персонажа прописана в каждой сцене фильма: то, чего он хочет, что делает, что чувствует… нам даже дают порой услышать его мысли или подсмотреть желания. Но предсказать, что он сделает в следующий момент не может даже он сам. «Все зависит от толстой шлюхи Конъюнктуры», — отвечает герой жене, в отчаянии спрашивающей его, какое их ждет будущее.
Коста-Гаврас нарисовал динамичный портрет становления истинного финансиста, мыслящего цифрами и графиками. Что? Человеческие ценности, мораль, совесть? Какое значение это имеет в игре, где у всех есть цена! Просто кто-то стоит миллион, а кто-то 9 с половиной долларов. «Выигрывает тот, кто сделает выстрел первым. И при этом не промахнется».
История начинается с того, что Марк Турней становится президентом крупнейшего банка Франции «Феникс». Становится, разумеется, не случайно. В определенной мере дублируя коэновского «Подручного Хадсакера», герой должен сыграть свою роль в интересах владельцев компании и исчезнуть. Но очень быстро Марк выбирает другого хозяина. И это вовсе не его американские начальники. «Капитал стоит над всем. Если ты верно ему служишь, он будет благосклонен к тебе». И Марка более чем устраивают такие условия.
Игра началась, и единственно важным оказывается результат. Нужно поднять акции компании? Пожалуйста, сокращаем численность персонала на 10%. А поднимающая голову совесть легко затыкается €3000 с каждого увольнения. Нужно поглотить японский убыточный банк, по сути, осуществив инсайдерский трейдинг? Без проблем, но это будет немного больше стоить. И вот уже поставившее Марка у руля руководство компании опасливо уступает ему дорогу. Герой адаптируется к любой ситуации, интуитивно просчитывая максимально выигрышную схему. И это касается не только работы. В семье, с друзьями, с любовницей Марк ведет себя так же. Как только появляется возможность получить желаемое, он действует молниеносно. И ни один бес, даже в образе Аль Пачино, не может сравниться с той силой, что наполняет холодом денежно-цифровое пространство души финансиста.